Психологическая
зависимость. Причины возникновения психической зависимостиСтраница 2
В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как:
1. психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);
2. алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе);
3. пища;
4. игры ( в том числе компьютерные);
5. секс;
6. религия и религиозные культы;
7. интернет.
В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:
1. фармакологическая зависимость (курение, таксикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
2. нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
3. гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
4. сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуастеризм, некрофелия, садомазохизм);
5. религиозное диструктивное поведение (вовлеченность в секту).
6. информационные аддикции (Интернет зависимость).
Зависимое (аддиктивное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.
Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной – от практически нормального поведения, до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной сонатической и психической патологией.
Различные формы аддиктивного поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Например, курильщик с многолетним стажем, отказавшись от сигарет, может испытывать, постоянное желание есть. Человек, зависящий от героина, часто пытается поддержать ремиссию с помощью употребления более легких наркотиков или алкоголя.
Следовательно, несмотря на кажущиеся внешние различия, рассматриваемые формы поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки зависимого поведения.
Прежде всего, зависимое поведение проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком, как импульсивно-категорическое, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть, как борьба с самим собой, а чаще – как утрата самоконтроля.
Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и сход. Мотивация поведения различна на различных стадиях развития.
Длительность и характер протекания стадий зависит от особенностей объекта (например, компьютерных игр) и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраст, социальных связей, интеллекта, способности к сублимации).
Еще одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:
- наличие внутренней способности к аддиктивному поведению;
- усиление и напряжения;
- ожидание и активный поиск объекта аддикции;
- получение объекта и получение специфических переживаний;
- расслабление;
- фаза ремиссии (относительного покоя).
Далее циклы повторяются с индивидуальной частотой и выраженностью. Например, для одного аддикта цикл может продолжатся месяц, для другого – один день.
Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма или наркомании), но закономерно вызывает личностное изменение и социальную дезадактацию (например игровая зависимость).
Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки – коллективных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение в жизни.
Виды связной речи. Пересказ – важное средство развития связной речи.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.
Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средством обозначения (сигнификативная функция).
Различают речь экспрессивную и импрессивную, при этом пас ...
Пути совершенствования социальной работы с детьми в семьях разведенных
родителей
Сложная ситуация в сфере социальной работы с детьми в разведенных семьях— свидетельство неэффективности традиционных ее форм и методов, применяемых в России в целом и в Республике Мордовия, в частности. Требуется разработка инновационных подходов и технологий к ее организации.
Понятие «социальная инновация» трактуют как «сознательно ...
Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)
Цель: исследование особенностей взаимодействия родительско-детских отношений.
Интерпретация результатов опросника была проведена относительно процентильной стандартизации опросника ВРР на выборке родителей дошкольников и младших школьников (280 чел.).
По 1-ой шкале «Нетребовательность – требовательность» средний показатель равен 60 пр ...