Материалы по психологии » Факторы межкультурной адаптации » Факторы психологической адаптации

Факторы психологической адаптации
Страница 1

Успешность вхождения мигрантов в новую культурную среду обусловлена целым рядом факторов. В отечественной этнопсихологии разработкой данных проблем занимались Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, А.М. Татарко, Г.У. Солдатова-Кцоева, Ю.А. Гаюрова, В.В. Гриценко, А.А. Выскочил, В.П. Левкович, О.В. Чернова, Ф.М. Малхозова, Н.С. Фрейнкман-Хрусталева, А.И. Новиков и др.

Интересная классификация факторов межкультурной адаптации была предложена Т.Г. Стефаненко. В своей классификации автор выделяет индивидуальные (демографические и личностные) и групповые факторы. К первой категории Т.Г. Стефаненко относит такие факторы как возраст, пол, образование, личностные характеристики, мотивацию, ожидания и жизненный опыт мигрантов. Вторая категория включает характеристики взаимодействующих культур - степень сходства или различия между культурами; особенности культуры, к которой принадлежат мигранты; особенности страны пребывания. По-мнению Т.Г.Стефаненко, серьезное влияние на межкультурную адаптацию оказывают и так называемые ситуационные факторы (уровень политической и экономической стабильности, уровень преступности и др.), которые составили дополнительную группу разработанной исследователем классификации.

В зарубежной кросс-культурной психологии значительный вклад в исследование факторов, предопределяющих успешность вхождения в новую культуру, внесли К. Уорд, Я. Ким, Д. Берри, С. Бочнер, А. Фурнхэм, А. Черч, И. Селмер, Ф. Ченг и С. Ченг и др Подход, который объединяет все эти исследования, состоит в том, что факторы, способствующие или же затрудняющие адаптационный процесс, изучаются в контексте конкретного вида межкультурной адаптации - психологической, социально-культурной или экономической.

В контексте психологической адаптации перемещение в иную культуру рассматривается как ряд стрессовых жизненных изменений, которые требуют мобилизации адаптивных ресурсов личности и обязательной ответной реакции. Данный подход определяет выбор факторов, которые включаются в исследования психологической адаптации мигрантов.

Проведенный нами теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что одним из важных факторов, влияющих на психологическую адаптацию, является оценка мигрантом значимых для него жизненных событий. Результаты проведенных эмпирических исследований свидетельствуют об умеренной положительной корреляции между жизненными изменениями и психологическим и психосоматическим недомоганием. Кроме того, было установлено, что разные люди неодинаково оценивают потенциальные факторы стресса при перемещении в иную культуру. Кто-то рассматривает их как несущих угрозу, а для других - это стимул, требующий напряжения сил.

Еще одним немаловажным фактором, который может затруднять или, напротив, облегчать адаптационный процесс, являются ожидания мигрантов. Было установлено, что реалистические ожидания облегчают процесс межкультурной адаптации, в то время как ошибочные ожидания чреваты возникновением большего количества проблем и усилением стресса.

При изучении ожиданий мигрантов также учитывалась степень несоответствия ожиданий реальному опыту. Результаты исследований, проводимых в этом направлении говорят о том, что заниженные ожидания (когда опыт оказывается более позитивным, чем ожидания) приводят к росту удовлетворения жизнью и способствуют успеху ролевой адаптации бизнес- мигрантов.

При изучении адаптации студентов, обучающихся в различных странных мира, было обнаружено, что четкая мотивация, нацеленность на достижение высоких результатов смягчает их прохождение через адаптационный период. Получение достойного образования и потенциальные возможности, связанные с обучением за рубежом являются основной причиной готовности студентов преодолевать физические и психологические проблемы.

Страницы: 1 2


Социальные отношения
По Маслоу, любовь и уважение - фундаментальные потребности, существенные для каждого и предшествующие самоактуализации в иерархии потребностей. Маслоу часто с сожалением отмечает, что большинство учебников психологии даже не упоминает слово "любовь", как будто психологи считают любовь чем-то нереальным, что должно быть сведен ...

Особенности самооценки младшего школьника
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, ...

Описание методик исследования. Отношение к работе у сотрудников исправительной колонии
Было произведено анкетирование "Отношение к своей работе". Были взяты 2 группы по 20 человек со стажем работы от 1 года до 10 лет – "1 группа" и от 10 лет и более - "2 группа". Результаты анкетирования представлены в настоящей таблице. Ответы были представлены только Да/Нет. Вопросы Группы 1 гр ...