Факторы психологической
адаптацииСтраница 1
Успешность вхождения мигрантов в новую культурную среду обусловлена целым рядом факторов. В отечественной этнопсихологии разработкой данных проблем занимались Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, А.М. Татарко, Г.У. Солдатова-Кцоева, Ю.А. Гаюрова, В.В. Гриценко, А.А. Выскочил, В.П. Левкович, О.В. Чернова, Ф.М. Малхозова, Н.С. Фрейнкман-Хрусталева, А.И. Новиков и др.
Интересная классификация факторов межкультурной адаптации была предложена Т.Г. Стефаненко. В своей классификации автор выделяет индивидуальные (демографические и личностные) и групповые факторы. К первой категории Т.Г. Стефаненко относит такие факторы как возраст, пол, образование, личностные характеристики, мотивацию, ожидания и жизненный опыт мигрантов. Вторая категория включает характеристики взаимодействующих культур - степень сходства или различия между культурами; особенности культуры, к которой принадлежат мигранты; особенности страны пребывания. По-мнению Т.Г.Стефаненко, серьезное влияние на межкультурную адаптацию оказывают и так называемые ситуационные факторы (уровень политической и экономической стабильности, уровень преступности и др.), которые составили дополнительную группу разработанной исследователем классификации.
В зарубежной кросс-культурной психологии значительный вклад в исследование факторов, предопределяющих успешность вхождения в новую культуру, внесли К. Уорд, Я. Ким, Д. Берри, С. Бочнер, А. Фурнхэм, А. Черч, И. Селмер, Ф. Ченг и С. Ченг и др Подход, который объединяет все эти исследования, состоит в том, что факторы, способствующие или же затрудняющие адаптационный процесс, изучаются в контексте конкретного вида межкультурной адаптации - психологической, социально-культурной или экономической.
В контексте психологической адаптации перемещение в иную культуру рассматривается как ряд стрессовых жизненных изменений, которые требуют мобилизации адаптивных ресурсов личности и обязательной ответной реакции. Данный подход определяет выбор факторов, которые включаются в исследования психологической адаптации мигрантов.
Проведенный нами теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что одним из важных факторов, влияющих на психологическую адаптацию, является оценка мигрантом значимых для него жизненных событий. Результаты проведенных эмпирических исследований свидетельствуют об умеренной положительной корреляции между жизненными изменениями и психологическим и психосоматическим недомоганием. Кроме того, было установлено, что разные люди неодинаково оценивают потенциальные факторы стресса при перемещении в иную культуру. Кто-то рассматривает их как несущих угрозу, а для других - это стимул, требующий напряжения сил.
Еще одним немаловажным фактором, который может затруднять или, напротив, облегчать адаптационный процесс, являются ожидания мигрантов. Было установлено, что реалистические ожидания облегчают процесс межкультурной адаптации, в то время как ошибочные ожидания чреваты возникновением большего количества проблем и усилением стресса.
При изучении ожиданий мигрантов также учитывалась степень несоответствия ожиданий реальному опыту. Результаты исследований, проводимых в этом направлении говорят о том, что заниженные ожидания (когда опыт оказывается более позитивным, чем ожидания) приводят к росту удовлетворения жизнью и способствуют успеху ролевой адаптации бизнес- мигрантов.
При изучении адаптации студентов, обучающихся в различных странных мира, было обнаружено, что четкая мотивация, нацеленность на достижение высоких результатов смягчает их прохождение через адаптационный период. Получение достойного образования и потенциальные возможности, связанные с обучением за рубежом являются основной причиной готовности студентов преодолевать физические и психологические проблемы.
Поощрение и наказание как
методы педагогического воздействия на личность
Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы. Между тем смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Если, например, сравнивать коренные значения слов "поощрение" "наказание" лишь в некоторых европейских языках (русском, украинском, немецком, французском, английском), т нетрудно ...
Эмоции как особый класс психических процессов. Общая характеристика эмоций
В настоящее время большинство психологов считают, что эмоции – это не простой феномен. И поэтому существуют множество подходов к определению «эмоции».Одни исследователи рассматривают эмоции как кратковременные явления. Другие же убеждены, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции. Одни ученые считают, что эмоции разр ...
Общие выводы по работе.
Мы выяснили следующее, что множество экспериментов проводимых учеными физиками, как у нас в стране, так и за рубежом, привели к одному общему постулату: “Ионизирующие излучения над поверхностью человеческого тела в десятки и сотни раз превышают мощность фоновых излучений окружающей среды”. Количество ученых физиков, которые изучали проб ...