Материалы по психологии » Факторы межкультурной адаптации » Факторы психологической адаптации

Факторы психологической адаптации
Страница 2

Стратегии преодоления стресса также влияют на психологическую адаптацию, хотя данный фактор требует дальнейшего более пристального изучения. К. Уорд и ее коллегам удалось выявить четыре стратегии преодоления стресса в ходе адаптации:

• наступление;

• избегание;

• принятие;

• поиск социальной поддержки.

Их исследования показали, что стратегия наступления положительно коррелирует со снижением депрессии у мигрантов, в то время как выбор стратегии избегания приводит к более острым проявлениям культурного шока.

В изучение стратегий преодоления стресса значительный вклад внесли исследования эффективности копинг-поведения в условиях межкультурной адаптации. Полученные данные говорят об отсутствии универсальных моделей копинг-поведения для мигрантов, другими словами модель эффективная для одной культуры может оказаться совершенно неэффективной для представителей другой культуры.

Как один из основных факторов межкультурной адаптации рассматривается социальная поддержка, которая необходима мигранту, для того, чтобы эффективно противостоять негативному воздействию стрессоров. Социальная поддержка может исходить от семьи, друзей и знакомых, представителей своей культуры, проживающих за рубежом, а также представителей принимающей культуры. Данные, полученные в результате проведенных в последнее время эмпирических исследований, показывают, что получаемая мигрантом социальная поддержка может служить своего рода буфером. Непосредственно воздействуя на индивида, она может улучшать его психологическое самочувствие за счет снижения воспринимаемой угрозы стрессора. Ее воздействие может быть также опосредованным и приводить к росту самоуважения, таким образом, мобилизуя адаптивные реакции в ответ на воздействие стрессора. Исследования, посвященные изучению данного фактора, свидетельствуют о важности установления и поддержания связей со своими соотечественниками. Вместе с тем, предпочтительное общение с представителями своей культуры может оказать негативное воздействие на психологическое благополучие мигранта.

Достаточно большое число исследований посвящено тому, как личностные характеристики влияют на адаптивность мигрантов. В качестве факторов риска/защиты в процессе адаптации изучались локус контроля, экстраверсия/интроверсия. Культурная гибкость и умение разрешать конфликтные ситуации также помогают справляться с трудностями адаптационного периода. Под культурной гибкостью понимается общая способность индивида ориентироваться в новом культурном пространстве. Важным аспектом культурной гибкости является способность мигранта находить в новой среде замену тем видам деятельности, в которые он был вовлечен в своей культуре. Кроме того, данное качество подразумевает отсутствие предубеждения по отношению к мнению и поведению других людей, а также готовность и желание изменить свои модели поведения в случае необходимости.

В последние годы личностные характеристики достаточно интенсивно изучались в контексте экономической адаптации. Результаты данных эмпирических исследований показали, что наиболее значимыми прогностическими характеристиками индивида при межкультурной адаптации являются уживчивость, экстраверсия и готовность принять новый опыт.

Следует отметить, однако, что результаты исследований влияния личностных характеристик на межкультурную адаптацию не отличаются особой последовательностью. Можно согласиться с Д. Берри, который говорит, что в условиях межкультурной адаптации «важна не конкретная черта характера, а то, как она помогает или затрудняет вхождение в иную культуру». В ситуациях межкультурного общения более обоснованным, поэтому, представляется более комплексный подход, предложенный Д. Кили - личность+ситуация.

Страницы: 1 2 


Методы профессионализации персонала. Формы и методы научения поведению
Научение (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. К научению относятся такие явления, как привыкание, запечат ...

Возникновение и развитие интереса.
Интерес возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности.[8,18]. Переход интереса в склонность. Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на опреде ...

Особенности эмоционального развития подростков
Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. В этом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время нестабилен, менее позитивен по сравн ...