Материалы по психологии » Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта » Средства формирования социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта. Особенности коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Средства формирования социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта. Особенности коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Страница 6

Программа коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста должна быть составлена с учетом особенностей умственного, речевого, нравственного и физического развития дошкольников с нарушениями интеллекта, а также с учетом особенностей психического развития ребенка, его возраста и характера ведущего вида деятельности. В ней раскрываются условия обучения, содержание и методы, обеспечивающие коррекционную направленность воспитательно-образовательной работы.

Программа опирается на сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где на первый план выступают нарушение интеллектуальной деятельности (первичное нарушение) и возникающие на этом фоне вторичные отклонения, которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, физической ослабленности, нарушении поведения.

Программа коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста, применяемая в дошкольных образовательных учреждениях

В программе должны быть представлены основные виды занятий, которые включены в учебный план для специальных дошкольных учреждений указанного профиля. Выделение разделов программы и их соподчинение обусловлено наличием в каждом возрастном периоде ведущих видов деятельности и их ролью во всестороннем развитии личности ребенка. Такими видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, общение со сверстниками и со взрослыми.

В коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста особое внимание уделяется воспитанию у них культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, приобщению к различным видам труда (в быту, в природе, на занятиях), формированию положительного отношения к труду взрослых. Перечисленные задачи реализуются программой в разделе "Труд".

Центральным разделом программы является "Игра". Оказывая решающее влияние на весь ход психического развития в дошкольном возрасте, игра в ее разных формах позволяет решать широкий круг коррекционно-воспитательных задач. Уровень развития игровой деятельности ребенка во многом определяет характер и содержание других видов деятельности.

С разделом "Игра" тесно связаны разделы "Изобразительная деятельность" и "Конструирование". Известно, что в процессе изобразительной и конструктивной деятельности создаются особые условия для образного отражения окружающей действительности" реализации жизненного и игрового опыта ребенка. Осуществление направленного руководства деятельностью детей оказывает огромное влияние на их личностное развитие. Кроме того, только на основе сформированной игровой и продуктивной деятельности оказывается возможным переход ребенка на более высокий уровень - к обучению в школе, к овладению учебной деятельностью

Коррекционно-воспитательные задачи решаются не только на фронтальных (групповых) занятиях, но и в процессе индивидуальной работы с умственно отсталыми детьми.

Целостность программы достигается благодаря тесной связи разных разделов друг с другом. Как все разделы программы в совокупности, так и каждый в отдельности дают возможности для решения основных коррекционно-воспитательных задач.

Общая продолжительность коррекционной программы может достигать 4 лет.

Продолжительность занятий на I-II годах обучения составляет 20-25 мин, на III-IV - 30-35 мин.

Две недели в начале учебного года отводится на обследование и две недели в конце учебного года - на проверку усвоения детьми программного материала. Группа 1 года обучения обследуется один месяц.

Одним из важных условий, определяющих адекватную организацию коррекционной учебно-воспитательной работы и подготовки умственно отсталых дошкольников к школе, является правильное комплектование специального детского сада.

дети должны быть дошкольного возраста (от 3-х до 6-6,5 лет) с умственной отсталостью. Выделение требования обусловлено спецификой учреждения;

дети должны быть относительно легко приспособляемыми в детском коллективе как в бытовом, так и в социальном плане. Коллектив рассматривается как одно из важнейших средств педагогического воздействия, но в том случае, если психофизическое развитие ребенка находится в соответствии с уровнем развития коллектива. В противном случае, можно наблюдать проявление негативизма у ребенка, его замыкание, снижение самооценки, неуверенность в своих силах, закрепление отрицательных черт характера и поведения. Кроме того, ребенок должен уметь обслужить себя в социально-бытовом плане на элементарном уровне, так как на оказание помощь каждому ребенку просто не хватит времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Общая характеристика активности
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие ...

Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность
Поговорим о такой характеристике самоактуализированного человека, которая во многом похожа на уже перечисленные нами. Я имею в виду свойственную этим людям относительную независимость от физической и социальной среды. Главными мотивами самоактуализированного человека являются не потребности дефициентных уровней, а мотивы роста, и потому ...

Особенности личности хронических соматических больных
Особенности личности у больных с хроническими заболеваниями издавна привлекают к себе внимание медицинских психологов. В современных условиях эта проблема приобретает особенно большое значение в связи со значительным ростом психогенных по своей природе психосоматических заболеваний и выраженной «невротизацией» наиболее распространённых ...