Материалы по психологии » Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта » Практическое изучение формировавния социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарцшениями интеллекта. Организация практической работы с детьми младшего дошкольного возраста с нар

Практическое изучение формировавния социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарцшениями интеллекта. Организация практической работы с детьми младшего дошкольного возраста с нар
Страница 1

Практическая работа с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта по формированию социальной адаптации проводилась в ДОУ № 60 г. Новосибирска в течение 6 месяцев с ноября по май 2004-2005 года. В эксперименте участвовали две группы детей младшего дошкольного возраста (3-4лет) с нарушениями интеллекта (в стадии дебильности) (табл.3). Одна группа детей - экспериментальная, вторая - контрольная. В экспериментальной группе занятия по формированию социальной адаптации с детьми уже проводились, а в контрольной группе - не проводились. Диагноз поставлен на основании решения медико-психолого-педагогической комиссии.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Выявить проблемы социальной адаптации среди детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

2. Определить уровень социальной адаптации детей методами диагностики личностный особенностей детей и личностных отношений между детьми

3. Организовать поэтапную работу по формированию социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста

1. Определение социальной адаптации детей через проблемные ситуации

"Мостик"

Любая проблема создается двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремится доказать, что она - единственно правая в споре. Задача каждого участника - сделать встречные шаги, выстроить "мостик", который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должна быть сформулирована. Например: Коля и Миша (4 года) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремится взять его себе. "Мостиком" в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому. Общая цель: сохранить дружеские взаимоотношения.

"Ступеньки"

Обсуждая проблему, дети могут проговаривать не только свои собственные "шаги", но и предвидеть реакцию на них другого человека, последствия того или иного своего "шага". Обсуждение происходит в виде "лесенки", поднимаясь по которой ребенок может выстроить логическую цепочку своих рассуждений (снизу вверх). Например: Даша (4 года) хочет попросить маму купить ему конструктор:

4. Мама обещает купить мне конструктор через неделю.

3. Я попрошу, чтобы она купила, когда будут деньги.

2. Мама скажет: "Нет денег!"

1. Я попрошу маму купить мне конструктор.

"Две гири"

Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями "+" и с отрицательными последствиями "-". В этом случае "на весы" ставятся "две гири", и ребенок перечисляет на одной "чаше весов" положительные результаты достижения желаемого, а на второй - отрицательные последствия. Что выберет ребенок?

Дать игрушку (+)

Не давать (-)

Саша будет со мной дружить

Саша не будет со мной дружить

Потом уступит игрушку

Будем играть с другими детьми

Будем играть вместе с ним

Все будут меня дразнить

"Логическая цепочка"

Эта методика используется на первом этапе обучения детей составлению логических рассказов из жизни сверстников (или из собственного опыта). Ребенок пытается выделить этапы развития события, связать их воедино, сделать вывод из собственного рассказа.

"Туча"

С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход их создавшейся ситуации. Можно считать предыдущие методики подготовительными к освоению схемы "Туча".

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.

Во-вторых (и это самое сложное), надо отделить свое "хочу" ("Что я хочу сделать?") от чужого "хочу" ("Что хочет сделать другой?"). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных "хочу" и надо искать пути договоренности, выстраивая между ними "Мостик".

Страницы: 1 2 3


Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения
Исследователи указывают – поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил. 1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту ...

Общие сведения о развитии речи ребенка.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является ...

Социально психологический подход к малым группам
В изучении социальных групп существуют два основных подхода — социологический и социально-психологический. При социологическом основное внимание уделяется выявлению объективного критерия различения групп. Таким критерием считается определенное место, которое занимает группа в системе общественных отношений. Социально-психологический по ...