Материалы по психологии » Память и внимание » Работа № 6. Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти

Работа № 6. Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти

Задача исследования:

Исследование некоторых закономерностей ретро- и проактивного торможения в зависимости от степени сходства заучиваемых смежно материалов. Иллюстрация роли осмысленности материала, её влияние на время выучивания.

Ход выполнение задания.

Работа выполняется отдельно с каждым испытуемым. Материал, подлежащий заучиванию: три ряда чисел и слов.

Экспериментатор предлагает читать вслух числа 1 ряда и постараться их запомнить. Запомнившиеся числа испытуемый воспроизводит на листке бумаги. Затем закрывает записанное, перегнув лист и производит повторное чтение 1 ряда. Затем снова воспроизводит запомнившееся. Это повторяется столько раз, сколько необходимо испытуемому для безошибочного воспроизведения.

Такая же процедура проводится с рядом слов.

Вслед за этим экспериментатор предлагает испытуемому повторно воспроизвести 1 ряд чисел, фиксируя ответ испытуемого в протоколе.

Затем испытуемый должен выучить 3 ряд (числа).

Далее экспериментатор предлагает испытуемому снова вспомнить 1 ряд чисел. Результаты заносятся в протокол. В данном случае ошибки и пробелы при воспроизведении объясняются ретроактивным торможением следов памяти, которое возникает тогда, когда вновь изучаемый материал имеет большое сходство с ранее изученным и тормозяще влияет на воспроизведение последнего.

Учет и анализ результатов:

1. Подсчитать число повторений, необходимых до первого правильного воспроизведения заучиваемого ряда (каждого из трех). Сопоставить число повторений на первом и третьем ряду. Большое количество повторений на 3 ряду объясняется проактивным торможением.

Сопоставить число повторений, необходимых для заучивания первого и второго ряда (влияние осмысленности).

2. Построить кривые заучивания для всех трех опытов, откладывая по оси абсцисс номер пробы, а по оси ординат количество правильно воспроизведенных чисел (слов). Сопоставить динамику процесса заучивания по трем опыт.

3. Проанализировать явление ретроактивного торможения. Результаты оформить в таблицу.

1 испытуемый:

Нужное число повторений:

Для первого ряда: 2

Для второго ряда: 2

Для третьего ряда: 3

Большое число повторений на 3 ряду, объясняется проактивным торможением.

Кривые заучивания:

Воспроизведение 1 ряда чисел

5

1

После заучивания слов

4

0

После заучивания сходного ряда чисел

1

0

2 испытуемый:

Нужное число повторений:

Для первого ряда: 3

Для второго ряда: 3

Для третьего ряда: 2

Проактивного торможения не выявлено.

Кривые заучивания:

Воспроизведение 1 ряда чисел

2

1

После заучивания слов

1

0

После заучивания сходного ряда чисел

6

1

Сравнение испытуемых: У 1-го испытуемого было выявлено проактивное торможение, у второго нет, возможно, это может объяснить разница в возрасте и различный уровень занятий. Так же для первого испытуемого, требуется для запоминания материала, в среднем 2 раза, для второго испытуемого 3. Возможно, на это повлиял возраст и сильная загруженность в рабочее время.


Ретроспективный анализ изменения стереотипа внутрисемейных ролей супругов в связи с профессиональной деятельностью. Традиционная дифференциация половых ролей в семье
По древней герметической доктрине, цивилизация, как и все живое, развивается и функционирует согласно семи герметическим законам, один из которых – закон пола. Мужское начало всегда задавало направление, структуру; женское – наполняло энергией, содержанием, смыслом. Мужское начало относится к так называемому объективному разуму, сознате ...

Психические свойства человека
Характером называют индивидуальное (свойственное данному человеку) сочетание устойчивых психических особенностей, черт, ат­рибутов, данных. Характер во многом определяет способ поведения человека в различных жизненных ситуациях и обстоятельствах. Из определения характера следует наличие у каждого человека некоторых основных (доминиру­ющ ...

Социометрический статус в группе
Понятие «социометрический статус» ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Таким образом, социометрический статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе. Статус дете ...