Работа № 6. Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти
Задача исследования:
Исследование некоторых закономерностей ретро- и проактивного торможения в зависимости от степени сходства заучиваемых смежно материалов. Иллюстрация роли осмысленности материала, её влияние на время выучивания.
Ход выполнение задания.
Работа выполняется отдельно с каждым испытуемым. Материал, подлежащий заучиванию: три ряда чисел и слов.
Экспериментатор предлагает читать вслух числа 1 ряда и постараться их запомнить. Запомнившиеся числа испытуемый воспроизводит на листке бумаги. Затем закрывает записанное, перегнув лист и производит повторное чтение 1 ряда. Затем снова воспроизводит запомнившееся. Это повторяется столько раз, сколько необходимо испытуемому для безошибочного воспроизведения.
Такая же процедура проводится с рядом слов.
Вслед за этим экспериментатор предлагает испытуемому повторно воспроизвести 1 ряд чисел, фиксируя ответ испытуемого в протоколе.
Затем испытуемый должен выучить 3 ряд (числа).
Далее экспериментатор предлагает испытуемому снова вспомнить 1 ряд чисел. Результаты заносятся в протокол. В данном случае ошибки и пробелы при воспроизведении объясняются ретроактивным торможением следов памяти, которое возникает тогда, когда вновь изучаемый материал имеет большое сходство с ранее изученным и тормозяще влияет на воспроизведение последнего.
Учет и анализ результатов:
1. Подсчитать число повторений, необходимых до первого правильного воспроизведения заучиваемого ряда (каждого из трех). Сопоставить число повторений на первом и третьем ряду. Большое количество повторений на 3 ряду объясняется проактивным торможением.
Сопоставить число повторений, необходимых для заучивания первого и второго ряда (влияние осмысленности).
2. Построить кривые заучивания для всех трех опытов, откладывая по оси абсцисс номер пробы, а по оси ординат количество правильно воспроизведенных чисел (слов). Сопоставить динамику процесса заучивания по трем опыт.
3. Проанализировать явление ретроактивного торможения. Результаты оформить в таблицу.
1 испытуемый:
Нужное число повторений:
Для первого ряда: 2
Для второго ряда: 2
Для третьего ряда: 3
Большое число повторений на 3 ряду, объясняется проактивным торможением.
Кривые заучивания:
Воспроизведение 1 ряда чисел |
5 |
1 |
После заучивания слов |
4 |
0 |
После заучивания сходного ряда чисел |
1 |
0 |
2 испытуемый:
Нужное число повторений:
Для первого ряда: 3
Для второго ряда: 3
Для третьего ряда: 2
Проактивного торможения не выявлено.
Кривые заучивания:
Воспроизведение 1 ряда чисел |
2 |
1 |
После заучивания слов |
1 |
0 |
После заучивания сходного ряда чисел |
6 |
1 |
Сравнение испытуемых: У 1-го испытуемого было выявлено проактивное торможение, у второго нет, возможно, это может объяснить разница в возрасте и различный уровень занятий. Так же для первого испытуемого, требуется для запоминания материала, в среднем 2 раза, для второго испытуемого 3. Возможно, на это повлиял возраст и сильная загруженность в рабочее время.
Потребности самоуважения.
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно ...
Аутоанализ личного стресса
Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. Т.е. как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной пр ...
Монографический метод
Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастн ...