Материалы по психологии » Память и внимание » Работа № 6. Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти

Работа № 6. Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти

Задача исследования:

Исследование некоторых закономерностей ретро- и проактивного торможения в зависимости от степени сходства заучиваемых смежно материалов. Иллюстрация роли осмысленности материала, её влияние на время выучивания.

Ход выполнение задания.

Работа выполняется отдельно с каждым испытуемым. Материал, подлежащий заучиванию: три ряда чисел и слов.

Экспериментатор предлагает читать вслух числа 1 ряда и постараться их запомнить. Запомнившиеся числа испытуемый воспроизводит на листке бумаги. Затем закрывает записанное, перегнув лист и производит повторное чтение 1 ряда. Затем снова воспроизводит запомнившееся. Это повторяется столько раз, сколько необходимо испытуемому для безошибочного воспроизведения.

Такая же процедура проводится с рядом слов.

Вслед за этим экспериментатор предлагает испытуемому повторно воспроизвести 1 ряд чисел, фиксируя ответ испытуемого в протоколе.

Затем испытуемый должен выучить 3 ряд (числа).

Далее экспериментатор предлагает испытуемому снова вспомнить 1 ряд чисел. Результаты заносятся в протокол. В данном случае ошибки и пробелы при воспроизведении объясняются ретроактивным торможением следов памяти, которое возникает тогда, когда вновь изучаемый материал имеет большое сходство с ранее изученным и тормозяще влияет на воспроизведение последнего.

Учет и анализ результатов:

1. Подсчитать число повторений, необходимых до первого правильного воспроизведения заучиваемого ряда (каждого из трех). Сопоставить число повторений на первом и третьем ряду. Большое количество повторений на 3 ряду объясняется проактивным торможением.

Сопоставить число повторений, необходимых для заучивания первого и второго ряда (влияние осмысленности).

2. Построить кривые заучивания для всех трех опытов, откладывая по оси абсцисс номер пробы, а по оси ординат количество правильно воспроизведенных чисел (слов). Сопоставить динамику процесса заучивания по трем опыт.

3. Проанализировать явление ретроактивного торможения. Результаты оформить в таблицу.

1 испытуемый:

Нужное число повторений:

Для первого ряда: 2

Для второго ряда: 2

Для третьего ряда: 3

Большое число повторений на 3 ряду, объясняется проактивным торможением.

Кривые заучивания:

Воспроизведение 1 ряда чисел

5

1

После заучивания слов

4

0

После заучивания сходного ряда чисел

1

0

2 испытуемый:

Нужное число повторений:

Для первого ряда: 3

Для второго ряда: 3

Для третьего ряда: 2

Проактивного торможения не выявлено.

Кривые заучивания:

Воспроизведение 1 ряда чисел

2

1

После заучивания слов

1

0

После заучивания сходного ряда чисел

6

1

Сравнение испытуемых: У 1-го испытуемого было выявлено проактивное торможение, у второго нет, возможно, это может объяснить разница в возрасте и различный уровень занятий. Так же для первого испытуемого, требуется для запоминания материала, в среднем 2 раза, для второго испытуемого 3. Возможно, на это повлиял возраст и сильная загруженность в рабочее время.


Описание выборки и методический инструментарий
Исследование проводилось в 2006 – 2007году в детском приюте № 25 г. Можайска Московской области. В качестве респондентов выступили дети в возрасте от 3 месяцев до 2,5 лет в количестве 10 человек. Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе исследования дети были разбиты на 3 категории: 1) дети до 1 года – 4 2) дети до 2 ...

Психологические особенности подростков
Психология подростков очень обширная тема, включающая в себя много деталей, но рамки данного реферата не позволяют раскрыть её полностью. Мы возьмём только те, которые непосредственно связаны с половыми изменениями и интенсивным ростом подростков: формирование Я -концепции, отношения с противоположным полом, отношения с ровесниками, отн ...

И.С. Кон Проблема «Я» в психологии[36]
Во всем подслушать жизнь стремясь, Спешат явленья обездушить, Забыв, что если в них нарушите: Одушевляющую связь, То больше нечего и слушать. Гете В отличие от философских теорий, претендующих на раскрытие «истинной природы» и «сущности» «Я» в целом, психология пытается расчленить эту проблему на составные части, которые могли бы ...