Результаты t – критериального анализа и их обсуждениеСтраница 1
Решить следующую задачу исследования по определению наиболее значимых различий в выраженности показателей исследования в группах учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья, нам помог t – критериальный анализ Стьюдента.
Как видно из таблицы 3.1., выраженность показателей школьной тревожности превышает средний уровень в группе учащихся, имеющих вторую группу здоровья. В частности, это: «фрустрация потребности в достижении успеха» – (Хср.=10,0 при р=0,01), «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» – (Хср.=5,0 при р=0,03) и «проблемы и страхи в отношениях с учителями» – (Хср.=7,0 при р=0,02).
Таблица 3.1. Т – критериальные различия показателей исследования испытуемых учащихся, отличающихся «группой здоровья»
Показатели исследования |
Х ср. уч. 1 гр. зд. |
Х ср. уч. 2 гр. зд. |
t‑критерий Стьюдента |
р – вер. ош. |
Фрустр.потреб. в дост. успеха |
4,5 |
10,0 |
-2,71 |
0,01* |
Страх не соответ. ожид. окр. |
1,9 |
5,0 |
-2,13 |
0,03* |
Пробл. и страхи в отн. с учител. |
3,6 |
7,0 |
-2,28 |
0,02* |
Возбудимый тип акцентуации |
6,0 |
13,6 |
2,05 |
0,04* |
«F» – степень озабоч./беспечности |
5,4 |
2,0 |
2,03 |
0,04* |
«Q2» – выс. самооц.-низ. самооц. |
10,0 |
5,4 |
-2,15 |
0,03* |
Также подростки, имеющие определённые соматические заболевания, то есть вторую группу здоровья, отличаются от подростков с первой группой здоровья выраженностью акцентуации характера по возбудимому типу – (Хср.=13,6 при р=0,04).
Что касается личностных особенностей, то подростки с определёнными соматическими заболеваниями в большей степени проявляют осторожность (при этом они вполне могут быть серьёзными, молчаливыми, пессимистично настроенными и осмотрительными), а подростки с первой группой здоровья, наоборот, веселы, полны энтузиазма. Они активны, иногда могут быть безалаберными и импульсивно-живыми (фактор «F») – (Хср.=2,0 и Хср.=5,4 при р=0,04).
По фактору «Q2» (высокая самооценка – низкая самооценка) – (Хср.=10,0 и Хср.=5,4 при р=0,03), можно отметить различия в том, что подростки с первой группой здоровья независимы, склонны идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Они могут не считаться с общественным мнением, но не обязательно играют при этом доминирующую роль в отношении других (они просто не нуждаются в их согласии и поддержке). А подростки со второй группой здоровья в большей степени проявляют зависимость от группы, то есть они «присоединяющиеся» и ведомые.
В целом t – критериальный анализ Стьюдента подтвердил гипотезу исследования о том, что существуют различия в выраженности показателей исследования в группах учащихся с разной группой психосоматического здоровья.
Одаренность
По мнению специалистов, одаренными можно назвать детей, демонстрирующих высокий уровень достижений в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, художественной деятельности, спортивных успехов. Отдельно выделяют одаренность в сфере общения, лидерства и руководства.
Поэтому ...
Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей
Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Они могут быть личностные и ситуативные, глубокие и поверхностные, кратковременные и зат ...
Методологические основания теории личности
Таким образом, определены исходные принципиальные позиции для построения общепсихологической теории личности. Уточним, что имеется в виду, когда она обозначается как «общепсихологическая». Речь в данном случае идет не столько о ее общей методологической и онтологической схеме (при всей ее важности), сколько о том, что данный теоретическ ...