Материалы по психологии » Факторы межкультурной адаптации » Факторы социально-культурной адаптации

Факторы социально-культурной адаптации
Страница 3

Все работы по исследованию фактора языковой компетентности объединяет позиция ученых по отношению к языковой подготовке, предшествующей учебе или работе за рубежом. Они подчеркивают особую значимость наполнения учебных материалов социокультурным содержанием. В противном случае, «хорошее владение языком без знания специфики культуры, ее ценностей, обычаев и традиций может привести к неоправданным ожиданиям по поводу предстоящей адаптации и взаимоотношений с представителями принимающей стороны».

Влияние стратегий аккультурации и

степени идентификации с культурой своей страны или с принимающей культурой

на социально- культурную и психологическую адаптацию мигрантов было установлено многими отечественными и зарубежными психологами

Во многих исследованиях степень идентификации индивидуума с культурой происхождения или с новой для него культурой описывается как определенность/неопределенность этнической идентичности. Данный концепт активно разрабатывается в настоящее время сотрудниками отдела этносоциологии и этнопсихологии ИЭА РАИ под руководством Н.М. Лебедевой.

Н. Татарко, исследуя этническую идентичность и межгрупповые установки представителей различных этнических и субкультурных групп Южного федерального округа России, установил, что группы, представители которых обладают преимущественно позитивной и определенной этнической идентичностью, склонны демонстрировать стратегию принятия «чужих» культур.

Тезис о связи позитивной этнической идентичности и этнической толерантности нашел также подтверждение в работах А.А. Выскочил, Н.М. Лебедевой, В.П. Левкович, О.В. Черновой, В.В. Гриценко.

Гриценко на примере исследования адаптации вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в России пришла к выводу, что преодоление кризиса социальной идентичности в эпоху кардинальных изменений может происходить за счет снижения некоторых видов самоидентификации (гражданской, религиозной, этнической, и региональной) и повышения других (семейно-ролевой, общечеловеческой, профессиональной), принадлежность к которым наиболее полно и адекватно отвечает на вопрос «кто я?» в изменившейся социальной реальности и способствует более успешной адаптации в новых условиях.

Исследуя адаптацию временных мигрантов в Непале, К. Уорд и А. Рана-Дьюба обнаружили, что сильная идентификация со своей культурой прогнозирует улучшение душевного самочувствия, т.е. позитивно влияет на психологическую адаптацию. В то время как сильная идентификация с культурой принимающей страны благоприятствует лучшей социально- культурной адаптации. Мигранты, выбирающие стратегию интеграции, лучше адаптируются психологически. Стратегия ассимиляции способствует более эффективной социально-культурной адаптации и снижает количество социально-культурных проблем.

Выводы, к которым пришли исследователи, изучая влияние стратегий аккультурации и степени идентификации с культурой происхождения или с принимающей культурой на процесс социально-культурной адаптации, нельзя назвать однозначными. А.А. Козик, исследуя адаптацию хорватских и польских мигрантов в Италии, не обнаружила более сильной положительной корреляции между стратегией интеграции (формирование межгрупповой идентичности) и успешной социально-культурной адаптацией по сравнению со стратегией ассимиляции (сильная идентификация с принимающей культурой). Возможно, это объясняется сходством культур Хорватии и Польши с одной стороны и Италии с другой стороны.

Д. Бирману, Е. Трикетту и А. Винокурову также не удалось выявить наиболее предпочтительную стратегию вхождения в иную культуру. Изучая адаптацию советских евреев-подростков в США они, однако, обнаружили положительную корреляцию между сильной идентификацией с принимающей культурой и успешностью адаптации этой группы подростков к новой школьной среде.

Новый фактор межкультурной адаптации был выделен И. Селмером при изучении адаптации бизнес-мигрантов в Китае. Исходя из того, что условия жизни в крупных и малых городах этой страны значительно отличаются по всем показателям (еда, досуг, ассортимент товаров в магазинах, образовательный и культурный уровень населения и пр.), ученый выдвинул гипотезу о зависимости успешности адаптации бизнес-мигрантов от размера населенного пункта, в который они приезжают на работу в Китае. Результаты исследования показали, что в крупных городах Китая бизнес-мигранты адаптируются значительно легче и быстрее. Была установлена положительная корреляция между размером места проживания бизнесменов и их социально-культурной и экономической адаптацией. Корреляция между переменными «размер населенного пункта» и «психологическая адаптация» была незначительная.

Актуальность и значимость исследования, проведенного И. Селмером, очевидна не только для стран, сотрудничающих с Китаем. Полученные результаты могут быть использованы фирмами разных стран как при выборе места для создания своего бизнеса, так и при отборе кандидатур для работы за рубежом.

Страницы: 1 2 3 4


Профессиональная деятельность супругов как одна из причин конфликтных ситуаций в современной семье
Принято считать, что в сфере занятости имеет место горизонтальная профессиональная сегрегация, т.е. асимметричное расположение мужчин и женщин в профессиональной структуре. Так по данным Калабихиной (Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения, 1995. -c. .34) в России в сфере здравоохранения и социального обеспечения женщины соста ...

Классификация мотивов
Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации. Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуваж ...

Эупсихика.
Этим, им самим созданным термином, Маслоу называл идеальное общество, в отличие от "утопии", идея которой казалась ему визионерской и непрактичной. Он полагал, что идеальное общество может быть создано как объединение психологически здоровых, самоактуализирующихся индивидуумов. Все члены такого общества стремятся как к личном ...