Материалы по психологии » Факторы межкультурной адаптации » Факторы социально-культурной адаптации

Факторы социально-культурной адаптации
Страница 3

Все работы по исследованию фактора языковой компетентности объединяет позиция ученых по отношению к языковой подготовке, предшествующей учебе или работе за рубежом. Они подчеркивают особую значимость наполнения учебных материалов социокультурным содержанием. В противном случае, «хорошее владение языком без знания специфики культуры, ее ценностей, обычаев и традиций может привести к неоправданным ожиданиям по поводу предстоящей адаптации и взаимоотношений с представителями принимающей стороны».

Влияние стратегий аккультурации и

степени идентификации с культурой своей страны или с принимающей культурой

на социально- культурную и психологическую адаптацию мигрантов было установлено многими отечественными и зарубежными психологами

Во многих исследованиях степень идентификации индивидуума с культурой происхождения или с новой для него культурой описывается как определенность/неопределенность этнической идентичности. Данный концепт активно разрабатывается в настоящее время сотрудниками отдела этносоциологии и этнопсихологии ИЭА РАИ под руководством Н.М. Лебедевой.

Н. Татарко, исследуя этническую идентичность и межгрупповые установки представителей различных этнических и субкультурных групп Южного федерального округа России, установил, что группы, представители которых обладают преимущественно позитивной и определенной этнической идентичностью, склонны демонстрировать стратегию принятия «чужих» культур.

Тезис о связи позитивной этнической идентичности и этнической толерантности нашел также подтверждение в работах А.А. Выскочил, Н.М. Лебедевой, В.П. Левкович, О.В. Черновой, В.В. Гриценко.

Гриценко на примере исследования адаптации вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в России пришла к выводу, что преодоление кризиса социальной идентичности в эпоху кардинальных изменений может происходить за счет снижения некоторых видов самоидентификации (гражданской, религиозной, этнической, и региональной) и повышения других (семейно-ролевой, общечеловеческой, профессиональной), принадлежность к которым наиболее полно и адекватно отвечает на вопрос «кто я?» в изменившейся социальной реальности и способствует более успешной адаптации в новых условиях.

Исследуя адаптацию временных мигрантов в Непале, К. Уорд и А. Рана-Дьюба обнаружили, что сильная идентификация со своей культурой прогнозирует улучшение душевного самочувствия, т.е. позитивно влияет на психологическую адаптацию. В то время как сильная идентификация с культурой принимающей страны благоприятствует лучшей социально- культурной адаптации. Мигранты, выбирающие стратегию интеграции, лучше адаптируются психологически. Стратегия ассимиляции способствует более эффективной социально-культурной адаптации и снижает количество социально-культурных проблем.

Выводы, к которым пришли исследователи, изучая влияние стратегий аккультурации и степени идентификации с культурой происхождения или с принимающей культурой на процесс социально-культурной адаптации, нельзя назвать однозначными. А.А. Козик, исследуя адаптацию хорватских и польских мигрантов в Италии, не обнаружила более сильной положительной корреляции между стратегией интеграции (формирование межгрупповой идентичности) и успешной социально-культурной адаптацией по сравнению со стратегией ассимиляции (сильная идентификация с принимающей культурой). Возможно, это объясняется сходством культур Хорватии и Польши с одной стороны и Италии с другой стороны.

Д. Бирману, Е. Трикетту и А. Винокурову также не удалось выявить наиболее предпочтительную стратегию вхождения в иную культуру. Изучая адаптацию советских евреев-подростков в США они, однако, обнаружили положительную корреляцию между сильной идентификацией с принимающей культурой и успешностью адаптации этой группы подростков к новой школьной среде.

Новый фактор межкультурной адаптации был выделен И. Селмером при изучении адаптации бизнес-мигрантов в Китае. Исходя из того, что условия жизни в крупных и малых городах этой страны значительно отличаются по всем показателям (еда, досуг, ассортимент товаров в магазинах, образовательный и культурный уровень населения и пр.), ученый выдвинул гипотезу о зависимости успешности адаптации бизнес-мигрантов от размера населенного пункта, в который они приезжают на работу в Китае. Результаты исследования показали, что в крупных городах Китая бизнес-мигранты адаптируются значительно легче и быстрее. Была установлена положительная корреляция между размером места проживания бизнесменов и их социально-культурной и экономической адаптацией. Корреляция между переменными «размер населенного пункта» и «психологическая адаптация» была незначительная.

Актуальность и значимость исследования, проведенного И. Селмером, очевидна не только для стран, сотрудничающих с Китаем. Полученные результаты могут быть использованы фирмами разных стран как при выборе места для создания своего бизнеса, так и при отборе кандидатур для работы за рубежом.

Страницы: 1 2 3 4


Пути и средства повышения эффективности организации процесса обучения и воспитания
Предлагается организовать учебный процесс так , чтобы: - Учащиеся, получающие образование в режиме воспитательного процесса, стали подлинными субъектами обучения, чувствовали, что учатся для себя, своего развития и совершенствования; - отчитывались не перед учителем и он не выступал в роли Верховного судьи, а обучал "проведению в ...

И. Атватер Невербальное общение[59]
Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли» или «окаменели». Гнев или злость описываются такими словами, как «лопнуть» от зло ...

Методика диагностики темперамента Г. Айзенка
Цель методики: выявить особенности темперамента. На основе анализа ответов на анкетный опросник определяется, к какому типу темперамента относится человек. Понятие «темперамент» обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент и ...