Материалы по психологии » Характеристика рефлексии студентов вузов » Рефлексивность как характеристика общих способностей

Рефлексивность как характеристика общих способностей
Страница 8

2. С другой стороны, рассмотренные выше точки зрения демонстрируют в сво­ей совокупности большое многообразие трактовок рефлексии. Авто­ры большинства классификаций и подходов к изучению данного феномена повторяются в некоторых ключевых пунктах; их класси­фикации отличаются друг от друга скорее не по принципиальным моментам, а в зависимости от избранного основания классификации. Таким образом, очевидно, что при той вариативности взглядов на природу рефлексии, которая сложилась в современной психоло­гии, каждый исследователь, выбирая ту или иную парадигму анали­за в зависимости от поставленных целей, вместе с тем должен учиты­вать возможные позиции по отношению к полученным результатам и варианты их интерпретации.

3. Анализ основных направлений исследования проблемы рефлексии дол

жен быть дополнен, на наш взгляд, еще некоторыми важными аспектами. Это прежде всего вопросы, связанные с исследованием возникновения и развития рефлексии в онто- и филогенезе, а также когнитивный, деятельностный и жизнедеятельностный подходы к трактовке рефлексии, к исследованию рефлексивных феноменов.

4. Вариативность определений рефлексии и подходов к ее изучению определяется предпочтением исследователем тех или иных методологических принципов и парадигм исследования. Наи­более продуктивными с точки зрения построения эмпирических иссследований и адекватности интерпретации данных при исследовании характеристик рефлексии в учебной деятельности представляется принцип системности.

5. Психика представляет собой одну из наиболее сложных, откры­тых, динамичных адаптивных систем, структурные элементы которой и взаимосвязи между ними до сих пор остаются нераскрытыми. Таким образом, проблема структуры психики представляет собой фундамен­тальную теоретическую психологическую проблему, варианты реше­ния которой, как правило, определяются выбранной исследователем парадигмой того или иного теоретического направления. Вместе с тем, несмотря на фундаментальные трудности изучения структуры психи­ки, большинство исследователей сходятся в понимании ее как систе­мы с присущими ей общими системными свойствами.

6. Что касается диагностики меры выраженности и индивидуальных особенностей рефлексивных процессов, то до сих пор основными методами остаются самонаблю­дение и мышление вслух при исследовании личностной и интеллектуальной рефлексии, а также моделирование ситуаций, требующих актуализации рефлексивных процессов при изучении ее коммуни­кативного и кооперативного аспектов. Это с особой остротой ста­вит вопрос о создании специальной диагностической методики, по­зволяющей количественно измерить уровень рефлексивности лич­ности. Ее отсутствие в настоящее время - частное проявление об­щей особенности проблемы рефлексии в психологии. Она состоит в слабой разработанности собственно методических аспектов дан­ной проблемы, в недостаточности эмпирических и особенно экспе­риментальных методов ее изучения, в слабой включенности в экспе­риментальную психологию в целом (которая является своеобраз­ным антиподом интроспективной, то есть базирующейся на рефлек­сии психологии).

7. По мнению Карпова А.В. [41] при изучении рефлексивных механизмов в учебной деятельности, необходим переход к изучению роли способностей в контексте естественной профессиональной деятельности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другие нарушения полового развития
Гинекомастия . Возникает у мальчиков-подростков: наблюдается развитие ткани молочной железы с одной или двух сторон, которая может достигать величины грецкого ореха. Чаще всего это физиологически обратимой форме, возникающей в процессе полового созревания в связи с низким соотношением мужских и женских половых гормонов. Гинекомастия пер ...

Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Программа исследования
Цель исследования – изучение психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить состояния проблемы адаптации больных с хроническими заболеваниями. 2. Провести вторичный анализ публикаций, связанных с особенностями личности хр ...

Общие сведения
Опросник структуры личности и темперамента (ТСI), созданный Клонинжером с соавторами, предназначен для выявления индивидуально – психологических различий по семи основным шкалам личности и темперамента. Понятие темперамента относится авторами к автоматическим эмоциональным реакциям, которые в значительной степени являются врожденными и ...