Материалы по психологии » Психологические особенности творческой личности » Сущность творчества как психологического процесса, стадии творчества

Сущность творчества как психологического процесса, стадии творчества
Страница 2

Можно отметить, что в обычном решении задач наблюдения часто заменены припоминанием информации, имеющей отношение к интересующему явлению.

1. НАБЛЮДЕНИЯ, осмысление (доминирует наблюдение). В научных исследованиях часто проводится работа по сбору различного рода данных, имеющих отношение к интересующему явлению. Размышления в момент наблюдений в основном заторможены, хотя наблюдения строятся от идеи (или идей) и влияют на возникновение идей.

2. Наблюдения, ОСМЫСЛЕНИЕ, кристаллизация. Когда накапливается достаточно данных, человек все больше и больше старается их осмыслить, "определить", классифицировать, "привести в порядок" соображения, связанные с ними, старается понять общие закономерности и связи, скрывающиеся за явлениями. При этом осмысление независимо от того, осознает это человек или нет, перегруппировывает данные наблюдений, что-то выдвигает вперед, что-то отодвигает, т. е. расставляет "метки". Во время осмысления явлений возникает состояние, противоположное состоянию во время наблюдений, человек отрешается от окружающего, "уходит в себя". Поведение "наблюдателя" тормозится, человек превращается в "мыслителя". В зависимости от типологических особенностей конкретного человека, от степени знакомства с изучаемым им явлением вторая и третья стадии творчества могут меняться местами: определенные логические выводы и соображения могут вызывать внимательное отношение к тому или иному явлению, человек может обращаться к наблюдениям после размышлений. Если речь идет о познании сложного явления, осмысление рано или поздно исчерпывает себя. Мысли повторяются, человек легко пробегает в уме ходы умственных действий, часто многочисленные, однако это ни к чему не приводит.

3. Осмысление, КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ, свобода. В таких случаях возникает чувство, что "идея должна созреть", что усилия стоит на некоторое время оставить и вернуться к ним позже. Наступает стадия вынашивания решения или кристаллизации нового представления в подсознании. Процесс кристаллизации нового представления скрыт от сознания. Со временем наступает момент, когда человек чувствует, что в тайниках его души что-то созрело, его что-то беспокоит, что-то привлекает к себе его внимание.

4. Кристаллизация, СВОБОДА, грезы. Завершение кристаллизации нового представления в подсознании создает стремление к свободе: необходимо освободиться от контактов, от дел, от повседневных забот, чтобы "уйти в себя", уделить внимание себе, тому, ч го происходит в душе (в подсознании).

5. Свобода, ГРЕЗЫ, постижение. М. Микалко удачно сравнивает то, что находится в подсознании, со звездами, которые при дневном освещении не видны. Подобным образом "свет сознания" (сосредоточенное, активное мышление) делает содержание подсознания не доступным. Чтобы добраться до того, что находится в подсознании, необходимо "притушить" свет сознания, расслабиться, перейти в состояние грез. Один из субъективных признаков состояния грез - усиление воображения.

6. Грезы, ПОСТИЖЕНИЕ, радость. Если человек, управляемый подсознанием, погружается в мир грез (образов, интонаций, звуков, ощущений), он обычно не сразу выходит к "прозрению", постижению нового. В начале наблюдаются скачки, переключения от образа к образу по соположению. Через некоторое время значимый образ все же улавливается, поскольку на него "отзывается" и левое, логически мыслящее полушарие, возникает миг или в некоторых случаях даже некоторый период перевода информации из подсознания в сознание. Это состояние вызывает чувство радости: наконец-то! То, что хотелось, достигается, нечто проясняется и понимается!

Страницы: 1 2 3


Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится об ...

Страх и сон
Как мы видели на примере г-жи Х., больной страхом человек видит угрозу во всем, что что может ожидать его в будущем. Тогда «инстинкт», побуждающий проявить осторожность или отступить перед непосильной ситуацией, реагирует не на приближение той или иной конкретной беды, а вообще без разбору на все предстоящее в будущем как на опасное и г ...

Сущность творчества как психологического процесса, стадии творчества
Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходит на переходе от видения - слышания - ...