Материалы по психологии » Психологические особенности творческой личности » Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов. Цель, задачи, гипотеза и методики исследования

Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов. Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Страница 1

Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Наибольшие сложности вызывает описание становления и разворачивания творческого потенциала подростка, так как этот возраст характеризуется разнородностью и неоднозначностью протекающих процессов. Приоритетными направлениями развития является становление самосознания, расширение сферы общения, личностное и профессиональное самоопределение. Приобщение к творчеству происходит через интериоризацию знаний об основных концептуальных эталонах развития культуры, через эмпатическое восприятие произведений литературного и художественного, отражающих интеллектуальные и духовные особенности рассматриваемых эталонов. Создается возможность для становления продуктивного самосознания: системы "Я-сам", "Я-другой", "Я-культура", "Я-деятельность". В ходе чего осуществляется актуализация рефлексивной сферы подростка и укрепление механизмов саморегуляции.

Рассмотрение сущности и особенностей творческой личности, как целостной системы позволит выяснить многофакторный характер развития творческого человека.

Цель исследования:

цель данного исследования заключается в определении психологических особенностей творческой личности.

Гипотеза исследования:в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у творческой личности преобладает определенный тип мышления и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как к личности.

Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач исследования:

1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

2. провести отбор методов, являющихся наиболее эффективными для определения психологических особенностей творческой личности в соответствии с гипотезой;

3. выявить тип мышления и уровень самоотношения с помощью специализированных методик;

4. сделать анализ результатов проведенного исследования.

Объектом исследования:

творческая личность.

Предметом исследования:

психологические особенности творческой личности.

В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик определяющих их уровень самоотношения и типа мышления, с целью выяснения зависимости между этими показателями.

База для исследования:

опрошено 20 учащихся изостудии "Воробьевы горы" Московского городского Дворца творчества детей и юношества, в возрасте от 12 до 17 лет.

Методы исследования:

1. методика "Тип мышления", модификация Г.Резапкиной (Приложение №1). Тест предназначен для диагностики типа мышления у респондента, у каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет определить один из следующих типов мышления:

· Предметно-действенное мышление – свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

· Абстрактно-символическим мышлением – обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

· Словесно-логическое мышление – отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

· Наглядно-образным мышлением – обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

· Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

2. опросник самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантилеев

Страницы: 1 2


Ретроспективный анализ изменения стереотипа внутрисемейных ролей супругов в связи с профессиональной деятельностью. Традиционная дифференциация половых ролей в семье
По древней герметической доктрине, цивилизация, как и все живое, развивается и функционирует согласно семи герметическим законам, один из которых – закон пола. Мужское начало всегда задавало направление, структуру; женское – наполняло энергией, содержанием, смыслом. Мужское начало относится к так называемому объективному разуму, сознате ...

Анализ и интерпретация результатов психодиагностического исследования. Анализ результатов исследования
В исследовании участвовали 2 группы респондентов. В первой группе опрашиваемые занимающиеся баскетболом (n==30), эта группа является контрольной (КГ), во второй спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта (n=30), эта группа является экспериментальной (ЭГ). Выборка составила 60 человек. Исследовались респонденты в возрасте от 18 ...

Визуальный контакт
Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к т ...