Сон, его виды, признаки » Гипнотический сон

Гипнотический сон

Одна из разновидностей сна – состояние гипноза. Многие тысячелетия гипноз был необъяснимым явлением и порождал у людей суеверия и ложные представления. История изучения и применения гипноза насчитывает много имён врачей и учёных, которые не побоялись тумана и мистики, обмана и заблуждений, долго окутывавших гипноз, и помогли исследованиями поставить на службу здоровью людей.

Знаменитый парижский психиатр и невропатолог Шарко (1825-1893) рассматривал гипноз как патологическое явление у людей, склонных к истерии. Истерия является одним из видов невроза, в котором больные или впадают в состояние, подобное гипнотическому трансу, или получают параличи, или у них нарушается функция органов чувств – всё это является результатом самовнушения и может быть вылечено в течение одного сеанса психотерапии. Есть много здоровых людей, которых трудно, а то и невозможно ввести в состояние гипноза в обычных условиях. И всё же отсутствие внушаемости не патологическое явление. Известны случаи, когда в неожиданных ситуациях человек становится «как загипнотизированный». Например, ребёнок едет на велосипеде и вдруг неожиданно оказывается перед каким-то препятствием, и, вместо того чтобы обогнуть, он смотрит на препятствие и едет прямо на него. Такое «оцепенение» в опасных ситуациях наступает у взрослых. Это аналогично акинезии у животных и должно считаться нормальным явлением.

Полное научное объяснение гипноза было дано в работах И.П.Павлова и его последователей. Павлов говорил о том, что гипноз – это разлитое запредельное торможение коры головного мозга вследствие сильного раздражителя. Отсюда сходство гипнотического сна с нормальным, при котором также имеется разлитое торможение. Торможение наблюдается и в случаях гипноза животных. И.П.Павлов в своих экспериментах показал, что слабые и повторяющиеся индифферентные раздражители через определенное время также приводят к торможению и засыпанию. Классическим примером этого служат студенты, дремлющие во время скучной и монотонной лекции. Словесное внушение расслабления и сна также связано с торможением, при этом остаются зоны повышенной возбудимости, воспринимающие голос и приказы гипнотизера.

Объяснения, данные Павловым, открыли дорогу к научному изучению гипноза. Не нужна никакая энергия «особого вида» и обмен этой энергией между гипнотизером и гипнотизируемым. Всё дело в соотношении процессов возбуждения и торможения. Изучая фазы сна, И.П.Павлов открыл, что в так называемой уравнительной фазе засыпания, но еще не глубокого сна, лёгкие и сильные раздражители действуют одинаково эффективно. Во время парадоксальной фазы сна слабые раздражители (например, слова) действуют сильнее, а сильные (например, боль) – слабее. Это объясняет, почему слова, произнесённые шёпотом, оказывают такой сильный эффект на гипнотизируемого.

Наблюдения показывают, что с помощью гипноза можно изменять ряд вегетативных функций, таких, как частота пульса, величина артериального давления и т.д. Имеются факты, когда под действием гипноза исчезали болевые ощущения. В современной медицине гипноз используется для обезболивания пациентов, не переносящих наркоза. Последователи йоги с помощью самогипноза могут привести себя в состояние минимальной жизни, при котором частота дыхания составляет один раз в одну или несколько минут, понижен обмен веществ, температура тела становится намного ниже жизненной нормы.


Барьеры речи и языка
Барьер речи может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания пор ...

Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника
Педагог, в ходе своей работы на уроке обладает правом оценивать другого эмоционально незрелого человека, что даёт ему ощущение власти и непогрешимости. Взгляд на учителя как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведёт его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно т ...

Исследование соотношений самооценки и уровня притязаний. Методики исследования
Целью исследования является выявление соотношения самооценки и уровня притязаний подростков Задачи: 1) Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие темперамента, самооценки и уровня притязаний; 2) Выявить связь самооценки и уровня притязаний подростка. Исследования проводились с 10.10.2008 по 20.12.2009 гг. ...