Материалы по психологии » Психосоматические аспекты функционирования сердечно-сосудистой системы » Влияние эмоционально-стрессового состояния личности на сердечно-сосудистую систему

Влияние эмоционально-стрессового состояния личности на сердечно-сосудистую систему
Страница 1

Одним из главных факторов, влияющих на формирование сердечно-сосудистой системы является наличие эмоционально-стрессового состояния. Стресс - реакция неспецифическая, ее проявления идут на физиологическом, психологическом, поведенческом уровнях, возникают при влиянии сильного раздражителя, а организм реагирует запуском адаптационных механизма.

Стресс может быть физиологическим (нарушение питания, переутомление, наличие хронического очага инфекции) или психологическим (информационным или эмоциональным). В возникновении эмоционального стресса главное значение имеют отрицательные эмоциональные состояния, возникающие в результате психического перенапряжения. Иначе говоря, состояние организма, возникающее в результате психологической оценки ситуации как неприемлемой, негативной, отвергаемой при невозможности избежать ее, может быть квалифицировано как эмоционально-стрессовое[4].

Психотравмы (стрессогенные факторы) можно классифицировать:

1) по силе: шоковые, подострые, хронические (шоковые - внезапные, несущие угрозу для жизни; подострые - ситуация кратковременная, но эмоционально значимая, например, школьные конфликты, развод; хронические - ситуация длится долго, годами, это может быть хроническая школьная неуспеваемость; «неврозы выходного дня»);

2) по значимости для личности (значимые и не-);

3) по направленности информации (привносящие информацию или лишающие ее, примером последнего может быть депривация в семье);

4) по разрешимости (разрешимые, относительно и абсолютно неразрешимые травмы);

5) по длительности (кратковременные, пролонгированные, длительные).

Расстройства, как видно из вышесказанного, имеют многофакторный генез.

Человек наделен врожденным репертуаром эмоционального реагирования на дистресс вне зависимости от соматической или психосоматической природы последнего. Эти реакции регулируются подкорковыми центрами и не формируются путем подражания. Они служат для матери важным показателем состояния ребенка и обратной связью, позволяющей судить об успешности ухода за ребенком. Они закладывают индивидуальный рисунок коммуникации между ребенком и матерью, от поведения которой зависит, сможет ли он в ходе дальнейшего развития научиться правильно определять соматическое или психологическое происхождение возникающих у него стрессовых реакций.

Родители могут реагировать преимущественно на дистресс соматического происхождения, считая психологические причины не заслуживающими внимания, а чаще не умея правильно распознать их. Так «соматический язык» (или язык тела) выступает на первый план коммуникации, формируя алекситимию («выражение эмоции без слов») как особый тип конституции личности. Так называемым «психосоматическим семьям» в целом свойственна бедность психологического языка, склонность отрицать наличие психологических проблем. Кроме того, родители могут не поощрять или запрещать выражение ряда психологических обусловленных эмоций, считая это неприемлемым. Так ребенок приучается к тому, что внимание, заботу, любовь и поддержку родителей можно получить, лишь используя «поведение больного». Роль больного оказывается привлекательной, в том числе благодаря освобождению от обычных обязанностей без возложения вины за это. Болезнь ребенка может приносить и вторичную выгоду родителям: видоизменять отношения между ними, уводить в сторону от их межличностных конфликтов, тем самым стабилизировать ситуацию в семье[5].

В большинстве исследований, посвященных психосоматическим аспектам формирования сердечно-сосудистой системы, говорится о том, что в основе психосоматических расстройств лежит внутриличностный конфликт. Психологические исследования пациентов, имеющих серьезные психосоматические расстройства показывают, что у них есть общие черты:

1) Юность этих пациентов была отмечена чувством одиночества, покинутости, отчаяния. Слишком большая близость с другими людьми вызывала у них трудности и казалось опасной.

Страницы: 1 2


Укажите и объясните разницу между межличностным конфликтом и противоречием. Разъясните необходимость различного отношения к ним.
Наиболее представительной моделью отношений, имеющихся в любой малой группе, является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе-триаде. На данном рисунке кружками показаны индивиды — члены некоторой группы. Допустим, что вне группы положительное и отрицательное в проявлениях личности уравновешено и поэтому возникающие эпизоди ...

Значение теории З. Фрейда
Благодаря З. Фрейду современные люди поняли две вещи: 1. Все психологические проблемы родом из детства. Если мы хотим вырастить полноценного, здорового человека, необходимо относиться к ребенку со всей возможной любовью и вниманием. Во времена Фрейда матери наказывали грудных детей за то, что те сосут палец. В наше время сознательный р ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста на разных этапах развития
Ведущий методист отдела социально-педагогического сопровождения управления образования администрации г. Омска Мозжерова Наталья Анатольевна. Исходя из темы психолого-педагогических чтений, основные вопросы, которое мы сегодня с вами рассмотрим, являются – особенности психологического развития детей дошкольного возраста на разных возрас ...