Материалы по психологии » Психосоматические аспекты функционирования сердечно-сосудистой системы » Влияние эмоционально-стрессового состояния личности на сердечно-сосудистую систему

Влияние эмоционально-стрессового состояния личности на сердечно-сосудистую систему
Страница 1

Одним из главных факторов, влияющих на формирование сердечно-сосудистой системы является наличие эмоционально-стрессового состояния. Стресс - реакция неспецифическая, ее проявления идут на физиологическом, психологическом, поведенческом уровнях, возникают при влиянии сильного раздражителя, а организм реагирует запуском адаптационных механизма.

Стресс может быть физиологическим (нарушение питания, переутомление, наличие хронического очага инфекции) или психологическим (информационным или эмоциональным). В возникновении эмоционального стресса главное значение имеют отрицательные эмоциональные состояния, возникающие в результате психического перенапряжения. Иначе говоря, состояние организма, возникающее в результате психологической оценки ситуации как неприемлемой, негативной, отвергаемой при невозможности избежать ее, может быть квалифицировано как эмоционально-стрессовое[4].

Психотравмы (стрессогенные факторы) можно классифицировать:

1) по силе: шоковые, подострые, хронические (шоковые - внезапные, несущие угрозу для жизни; подострые - ситуация кратковременная, но эмоционально значимая, например, школьные конфликты, развод; хронические - ситуация длится долго, годами, это может быть хроническая школьная неуспеваемость; «неврозы выходного дня»);

2) по значимости для личности (значимые и не-);

3) по направленности информации (привносящие информацию или лишающие ее, примером последнего может быть депривация в семье);

4) по разрешимости (разрешимые, относительно и абсолютно неразрешимые травмы);

5) по длительности (кратковременные, пролонгированные, длительные).

Расстройства, как видно из вышесказанного, имеют многофакторный генез.

Человек наделен врожденным репертуаром эмоционального реагирования на дистресс вне зависимости от соматической или психосоматической природы последнего. Эти реакции регулируются подкорковыми центрами и не формируются путем подражания. Они служат для матери важным показателем состояния ребенка и обратной связью, позволяющей судить об успешности ухода за ребенком. Они закладывают индивидуальный рисунок коммуникации между ребенком и матерью, от поведения которой зависит, сможет ли он в ходе дальнейшего развития научиться правильно определять соматическое или психологическое происхождение возникающих у него стрессовых реакций.

Родители могут реагировать преимущественно на дистресс соматического происхождения, считая психологические причины не заслуживающими внимания, а чаще не умея правильно распознать их. Так «соматический язык» (или язык тела) выступает на первый план коммуникации, формируя алекситимию («выражение эмоции без слов») как особый тип конституции личности. Так называемым «психосоматическим семьям» в целом свойственна бедность психологического языка, склонность отрицать наличие психологических проблем. Кроме того, родители могут не поощрять или запрещать выражение ряда психологических обусловленных эмоций, считая это неприемлемым. Так ребенок приучается к тому, что внимание, заботу, любовь и поддержку родителей можно получить, лишь используя «поведение больного». Роль больного оказывается привлекательной, в том числе благодаря освобождению от обычных обязанностей без возложения вины за это. Болезнь ребенка может приносить и вторичную выгоду родителям: видоизменять отношения между ними, уводить в сторону от их межличностных конфликтов, тем самым стабилизировать ситуацию в семье[5].

В большинстве исследований, посвященных психосоматическим аспектам формирования сердечно-сосудистой системы, говорится о том, что в основе психосоматических расстройств лежит внутриличностный конфликт. Психологические исследования пациентов, имеющих серьезные психосоматические расстройства показывают, что у них есть общие черты:

1) Юность этих пациентов была отмечена чувством одиночества, покинутости, отчаяния. Слишком большая близость с другими людьми вызывала у них трудности и казалось опасной.

Страницы: 1 2


Частота появления потенциальных, развившихся и реализовавшихся гениев
Итак, можно быть уверенным в том, что частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов почти одинакова у всех народностей и народов. Частота зарождения, исходя из реализации в исторически обозримые периоды (в оптимально развивающихся прослойках) определяется цифрой порядка 1:1000. Частота потенциальных гениев, развившихс ...

Пути и средства повышения эффективности организации процесса обучения и воспитания
Предлагается организовать учебный процесс так , чтобы: - Учащиеся, получающие образование в режиме воспитательного процесса, стали подлинными субъектами обучения, чувствовали, что учатся для себя, своего развития и совершенствования; - отчитывались не перед учителем и он не выступал в роли Верховного судьи, а обучал "проведению в ...

Впечатление
Главное условие запоминания состоит в том, что необходимо получить глубокое, яркое и прочное впечатление о том, что вы хотите запомнить. Для этого необходимо: 1. Сосредоточиться. Когда вы находитесь в ситуации, когда особенно важно что-либо запомнить, научитесь сосредотачивать все своё внимание, используя «переключатель» памяти. Упраж ...