Приоритетные направления развития
психолого-педагогических исследованийСтраница 4
Совершенно ясно, что мы имеем дело с объективным процессом, воздействие которого будет нарастать.
Поэтому исследования педагогов и психологов должны быть направлены на то, чтобы, во-первых, определить психологические условия сочетания существующего информационного прессинга и организованной системы образования детей, молодежи; во-вторых, осуществить поиск психологических оснований процесса обучения в современных условиях, требующих раскрытия путей, возможностей выработки у школьников и студентов избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний; в-третьих, наработать теоретически обоснованные и экспериментально проверенные рекомендации, как, где и до каких пределов должна осуществляться компьютеризация обучения, чтобы работа учащихся с компьютером не снижала инициативности их мысли, не обедняла деятельности их творческого воображения и в то же время не уводила от реального мира, способствуя более интенсивному развитию у них качеств активных субъектов познания, труда и общения.
Особым, двенадцатым, направлением выступает разработка научных – психологических, психолого-дидактических основ построения учебников и учебных книг нового поколения, выявление их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая интернет. При этом важно определить возможности функционального действия учебной книги в нынешних условиях прессинга современной информационной среды.
Тринадцатым направлением выступает проблема времени. В традиционной педагогике рассматривалось устойчивое время – в семье, школе, внешкольной сфере. Но ныне учащийся получает разнообразную информацию вне ранжированного времени. Поэтому важно определить: первое – как сейчас дифференцируется время школьника и студента; второе – каким образом можно и нужно его использовать (в разных возрастах) и третье – как удержать весь накопленный потенциал знаний. Это тем более важно потому, что идею разнообразия свели к безобразию – не вариативности, а разорванности, что особенно болезненно ощущается в гуманитарной области.
Четырнадцатое направление связано с тем, чтобы, выявляя оптимальные сроки обучения в школе, устанавливать не только чему и как учить детей, но, главное, определять психолого-педагогические условия и механизмы, сущность, структуру учебной деятельности младших школьников, раскрывая, чем отличается она у подростков, а чем у старшеклассников, памятуя, что основной смысл учебной деятельности состоит в том, что она побуждает и научает учиться, научает самого обучаемого находить знания.
При этом важно не только раскрыть новые способы усвоения, присвоения знаний, стимулирования интереса учащихся к познанию, формирования познавательных потребностей, но и установить, каким должен быть молодой человек на выходе во взрослую жизнь – не только какими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать. То есть педагоги и психологи должны ответить на вопросы – на основе чего и что именно сегодня надо формировать, развивать в ребенке, подростке, чтобы через ряд лет он стал полноценным субъектом человеческого сообщества.
Пятнадцатое направление состоит в том, чтобы, опираясь на исследование подвижек в развитии личности, раскрыть возможности усиления эмоционально-волевой стабильности растущих людей, с одной стороны, а с другой – восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, что представляет чрезвычайно важную и тонкую задачу, связанную с определением путей формирования духовного здоровья ребенка, его жизненных смыслов. В этом отношении педагогам и психологам предстоит сосредоточить усилия на разработке теоретических, экспериментально-эмпирических основ воспитания, постоянно противопоставляя их и выводимые из них технологии тем сторонам в теперешней действительности, которые негативно влияют на молодежь, обедняя ее нравственность, нанося ущерб духовности.
Стереотипы организационного поведения
Расширение сфер делового межкультурного взаимодействия предусматривает разработку технологий формирования навыков организационного поведения, ориентированных на интеграцию норм деловой этики различных культур. Решение этой задачи предполагает анализ социально-психологических, культурных и этнических стереотипов организационного поведени ...
Эмпирическое исследование психологического
состояния в период кризиса среднего возраста. Задачи и гипотеза исследования
В ходе практической работы проводился анализ психологического состояния мужчин и женщин в период кризиса среднего возраста.
Целью работы было показать, что особенности их психологического состояния соответствуют кризисной ситуации, характерной для данного возраста и выявить гендерные особенности протекания кризиса.
Задачи работы:
На ...
Игра старшего дошкольника и её значение для развития ребёнка
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в спец ...