Материалы по психологии » Формирование имиджа и влияние массовой коммуникации на сознание

Формирование имиджа и влияние массовой коммуникации на сознание
Страница 1

Роль «Я-концепции» в формировании имиджа человека

В течение всей своей жизни мы находимся в поисках своей индивидуальности, неповторимого образа, который будет нравиться нам, будет комфортен и привлекателен для окружающих. Строить свой имидж можно в течение многих лет, находя удачные решения, медленно продвигаясь к осознанию деталей индивидуальности. Когда рождается четкая картина самопрезентации, то появляется легкость и уверенность, осознание собственной силы. Чтобы достичь гармонии с окружающим миром, нужно достичь гармонии с собой, со своим Я. Умение быть обаятельным – это в каком-то смысле мужество, так как требуется постоянная работа над самим собой. Для этого необходимы знания и умения по имиджированию – самопрезентации.

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже ХIХ-ХХ веков. Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект, познаваемый субъективным оценивающим сознанием.

Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности.

Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: успехи, самооценка, притязания.

Я-концепция

– это чувство нашей идентичности. Это мысленный образ, восприятие человеком своей индивидуальности, своих способностей, знаний, компетентности. Это некая «теория собственного я», которая может очень мало совпадать с реальностью. Я-концепция и самооценка напрямую влияют на стиль нашего общения и формирование имиджа.

Самооценка (англ. self—esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка подразумевает под собой “известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам “.

«Я-концепция» – первый этап работы в технологии личного обаяния; это этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение не только к миру, но и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. «Образ собственного Я – ключ к пониманию вашей личности и поведению», – утверждал М. Мольц.

В отечественной литературе выделяют три подхода к формированию имиджа:

функциональный, включает в себя зеркальный, т.е. имидж свойственный нашему представлению о себе. Текущий, характерен для взгляда со стороны. Желаемый, то к чему стремимся, корпоративный - имидж организации в целом (репутация организации, степень ее стабильности).

контекстный – подразумевает нахождение типов в разных контекстах реализации.

сопоставительный – сравнение близких имиджей с политической, экономической и социальной точки зрения.

В основе формирования имиджа лежат следующие принципы:

принцип повторения – базируется на основах человеческой памяти.

принцип непрерывного усиления воздействия – обосновывается процесс эмоционального обращения (это только для вас!).

принцип «двойного вызова» - сила влияния на сознание и подсознание.

В работе над персональным имиджем реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая. Становление личности происходит в процессе социализации. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л.С. Выготский). Особую роль играет значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. «Подобно тому, как мы видим в зеркале свои лицо, фигуру, одежду (они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам), так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья . – и это определенным образом действует на нас». (Цитата по: Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии).

Р. Бернс дает следующее определение: «Я-концепция»[1]

– это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, это называют самооценкой». Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Например: поведение в незнакомом обществе. Каждый индивид вправе избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих действий. Выбор, предоставляемый жизнью, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека. Еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Если два человека столкнутся с одной и той же ситуацией, то они станут воспринимать ее по-разному. Когда в автобусе мужчина уступает место женщине, она может увидеть в этом проявление воспитанности и вежливости, либо заподозрить обидный намёк на свой возраст, либо воспринять это как флирт. Каждая из этих интерпретаций тесным образом связана с «Я-концепцией» этой женщины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Области применения факторного анализа
Методы факторного анализа нашли применение главным образом в психологии. Причиной этому был тот факт, что факторный анализ зародился в психологии и формализм этой дисциплины тесно “… связан с психологической концепцией ментальных факторов; даже специалисту-статистику трудно заметить и установить связь между методами факторного анализа и ...

Подросток и семья
«Подростковый возраст – период, когда подросток постепенно отходит от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше на внутренние критерии» [цит по 14, c 79] В детстве ребёнок покружён в поле семейной индефикации. «Семейное «Мы» - первая группа, которая принимается в детстве как данность. Родители, родственники, их мир ве ...

Эмпирическое исследование соотношения возрастов
Цель эмпирического исследования – определить соотношение субъективно переживаемого возраста с хронологическим. Задачи эмпирического исследования: 1) Подобрать диагностический инструментарий, направленный на диагностику соотношения возрастов. 2) Сформировать выборку испытуемых. 3) Провести беседу с каждым испытуемым по отдельности. ...