Материалы по психологии » Социально-психологическая толерантность » Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)

Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)
Страница 3

- «Снежная Королева» — преобладание отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения.

- «Боец» — преобладание импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения [4, с. 12].

Бетти Э. Риердон, автор концепции и многих технологий воспитания толерантности у школьников, указывает на нижеследующие области проявления толерантности:

1. Язык (не употребление оскорбительных выражений и намеков, упажение к другим языкам и тем, кто на них говорит).

2. Устои взаимоотношений (одинаковое отношение учителя ко всем ученикам).

3. Социальные отношения (уважительность и сердечность в отношениях преподавателей и детей).

4. Принятие решений (со всеми детьми советуются, предлагают им выразить свое мнение, решения принимаются совместно).

5. Отношения между большинством и меньшинством (деликатное отношение и интерес к представителям религиозных, культурных, этнических, лингвистических меньшинств; учет жизненного опыта и перспектив таких учеников при составлении учебных планов).

6. Особые события (одинаковое участие всех детей в фестивалях, родительских днях, иных мероприятиях).

6. Культурные события и действия (признаются праздники всех культурных групп, все принимают в них участие).

7. Религиозные обычаи (уважение вероисповедания всех детей, предоставление им возможности, если они хотят, объяснения своих религиозных обычаев и веры другим).

8. Межгрупповое взаимодействие (совместные практики, выполнение работ группами, в которых представлены разные культуры и характеры) [12, с. 98-99].

В качестве симптомов нетерпимости и типовых особо тяжелых проявлений нетолерантных отношений (нетерпимости) Бетти Э. Риэрдон выделяет: язык, стереотипы, насмешки, предубеждения, поиск «козла отпущения», дискриминацию, остракизм, преследование, осквернение (или порчу), запугивание, изгнание, отчуждение, сегрегацию (включающую апартеид), подавление и насилие (включающее геноцид). К особо тяжелым формам нетерпимости Риэрдон относит: расизм, ксенофобию, этноцентризм, агрессивный национализм, эксплуатацию, религиозный фанатизм, тоталитаризм, сексизм. [12, с. 18-20, 27-28].

Г. Л. Бардиер выделяет 4 детерминирующих толерантность подструктуры:

1. Индивид (прежде всего возраст, пол и особенности функционирования нервных процессов).

2. Индивидуальность (темперамент, характер, индивидуальные избирательные связи человека с окружающей действительностью).

3. Личность (аффективные, когнитивные и коммуникативные свойства личности и личностные ресурсы — задатки, способности, уровень сформированности «Я-концепции» и др.).

4. Субъект деятельности (весь репертуар активности личности — потребности, мотивы, цели деятельности, стили и стратегии поведения, включая личностные защиты и копинг-стратегии, самооценка, уровень притязаний, уровень самоактуализации, опыт, умения и навыки) [1, c. 62].

В рамках коммуникативной толерантности выделяются:

- ситуативная коммуникативная толерантность (к конкретному другому человеку: брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику);

- типологическая коммуникативная толерантность (к собирательным типам личностей или группам людей: к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии, типу мужчин, типу женщин);

- профессиональная толерантность (к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности);

- общая коммуникативная толерантность [16].

Отмечая актуальность и широкую востребованность темы толерантности во всем мире, большинство авторов соглашается с тем, что научная проработанность этого понятия еще далека от совершенства.

Страницы: 1 2 3 4


А.Н. Леонтьев о соотношении сознания и мотивов
· мотивы могут осознаваться, но, как правило, не осознаются, т.е. все мотивы можно разбить на два больших класса ― осознаваемые и неосознаваемые; · осознание мотивов – это особая деятельность, особая внутренняя работа; · неосознаваемые мотивы «проявляются» в сознании в особых формах – в форме эмоций и в форме личностных смыслов. ...

Теоретические подходы к проблеме кризиса середины жизни. Понятие и сущность возрастных кризисов
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой — «возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает ост ...

Дайте определение понятия «педагогический процесс», назовите структуру педагогического процесса.
Педагогический процесс, это процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический про ...