Материалы по психологии » Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста на разных этапах развития » Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста на разных этапах развития

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста на разных этапах развития
Страница 1

Ведущий методист отдела социально-педагогического сопровождения управления образования администрации г. Омска Мозжерова Наталья Анатольевна.

Исходя из темы психолого-педагогических чтений, основные вопросы, которое мы сегодня с вами рассмотрим, являются – особенности психологического развития детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах, а так же система психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Работа педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения невозможна без знаний теоретических основ и закономерностей развития ребенка дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги-психологи, воспитатели, родители) развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба.

Особенно важны знания возрастных особенностей детей для выстраивания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Вы, конечно, знаете, что в основании периодизации лежат теоретические обоснования разных авторов, (кратко напомним некоторые из них) так например Л.С. Выготский определял возрастные особенности как наиболее типичные

для детей того или иного возраста, указывающие на общие направления развитияна том или ином этапе жизни

.

Формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности

. Автором данной теории является А.Н. Леонтьев. Основанием данной теории является идея, заключающаяся в том, что на каждом возрастном этапе ведущей является определенная деятельность

(общение, игра, учение, труд), обусловливающая основные изменения в личности

.

Согласно теоретическим положениям, А.А. Бодалева, А.А. Ломова, А.М. Матюшкина органы, системы и психические функции ребенка развиваются с разной интенсивностью и не параллельно. Существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности. Такие периоды называют сенситивными

.

Учет вышеперечисленных теоретических обоснований является главным критерием возрастной периодизации в отечественной психологии.

• Младенческий возраст (0 – 1 года);

• Ранний детский возраст (1 – 3 года);

• Дошкольный возраст (3 – 7 лет).

(Как мы видим на слайде)

В соответствии с периодизацией, дошкольным детством

считается период от 3-х до 7-ми лет. Предшествует ему период младенчества

(от 0 до 1 –го года) и ранний возраст

(от 1-го года до 3-х лет). Мы не станем затрагивать период младенчества (от 0 до 1 года), я думаю, причина этому ясна, это связано с тем, что дети данного возраста не посещают детский сад.

В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети младшего возраста от 1,5 до 2,5 лет, коснемся особенностей их развития. Рассмотрим возрастные особенности детей раннего возраста.

От 1 года до 3-х лет

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи

и наглядно-действенного мышления.

В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности.

Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне не чем есть!». В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»…

Страницы: 1 2 3 4


Особенности социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Рассматривая особенности социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. В качестве критериев выбираем следующие: игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей с нарушениями интеллекта. Возьмем за основу работы таких авторов, как Бтажноковой И. М [6], Мачихиной В.Ф. [65],. Забрамной С.Д. [33] Необходимо рассмот ...

Личностные факторы
Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость ...

Выводы
В моей работе преследовалась цель показать, что такое дошкольный возраст вообще, его основные особенности, остановиться на проблемах, возникающие перед воспитателями и родителями, при преодолении и коррекции негативных личностных проявлений у ребенка. Проблема рассмотренная в работе - весьма актуальна. Очень важное место в воспитании п ...