Эмпирическое исследование социально-психологической
толерантности. Организация и методы исследованияСтраница 1
Для подтверждения гипотезы о том, что в коллективе старших школьников позиции неформальных лидеров занимают личности, обладающие высоким уровнем общей коммуникативной толерантности был разработан следующий экспериментальный план:
1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности.
2. Провести исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.
3. Произвести расчет стандартных отклонений на основе выборки и составить шкалу стенов.
4. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.
5. Проанализировать результаты социометрии в исследованных группах.
6. Сравнить данные социометрии с данными диагностики общей коммуникативной толерантности.
7. Сделать вывод.
В исследовании использовались следующие методики: методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко и социометрический метод.
Социометрический метод был запланирован для проведения плановой диагностики с целью проверки деятельности классных руководителей по работе с коллективом. Данная диагностика была проведена под руководством психолога школы.
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В. В. Бойко позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения [10, с. 60].
Пункты опросника сгруппированы в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.
Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где
0 — совсем неверно,
1 — верно в некоторой степени,
2 — верно в значительной степени,
3 — верно в высшей степени.
Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека.
1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
3. Шумные детские игры я переношу с трудом
4. Оригинальные, нестандартные, яркие люди действуют на меня отрицательно.
5. Человек, который не имеет недостатков, насторожил бы меня.
Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей.
6. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный человек.
7. Меня раздражают любители поговорить.
8. Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде или самолете, начатый по его желанию.
9. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который имеет знания ниже моих.
10. Мне трудно найти общий язык с людьми, по интеллекту отличающимся от меня.
Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей.
11. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).
12. Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление своим бескультурьем либо жадностью.
13. Представители некоторых национальностей в моем окружении мне несимпатичны.
14. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
15. Терпеть не могу людей с низким профессиональным уровнем.
Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.
16. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
17. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-то неприятен.
18. Меня раздражают люди, которые стремятся в споре настоять на своем.
19. Мне неприятны самоуверенные люди.
20. Обычно мне трудно удержаться от замечания озлобленному или нервному человеку, который толкается в транспорте.
Исследование
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика изучения методика "Тип мышления", модификация Г. Резапкиной, которая выявляет определенный тип мышления. С помощью данной методики были получены следующие данные в баллах, которые представлены в таблице ниже:
Испытуемые
П-Д
А-С
С-Л
Н-О
К
Вед ...
Коррекция негативных личностных проявления у детей
Дошкольное летство – большой и важный период психического развития ребенка.
Как
свидетельствует практика, в развитии детей есть много трудностей психологического плана, которые требуют своевременного выявления и коррекции.
Предложенная систематизація методов построена на основе симптоматического, этимологического и типологического п ...
Социометрический статус в группе
Понятие «социометрический статус» ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы.
Таким образом, социометрический статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе. Статус дете ...