Материалы по психологии » Социально-психологическая толерантность » Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности. Организация и методы исследования

Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности. Организация и методы исследования
Страница 1

Для подтверждения гипотезы о том, что в коллективе старших школьников позиции неформальных лидеров занимают личности, обладающие высоким уровнем общей коммуникативной толерантности был разработан следующий экспериментальный план:

1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности.

2. Провести исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.

3. Произвести расчет стандартных отклонений на основе выборки и составить шкалу стенов.

4. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.

5. Проанализировать результаты социометрии в исследованных группах.

6. Сравнить данные социометрии с данными диагностики общей коммуникативной толерантности.

7. Сделать вывод.

В исследовании использовались следующие методики: методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко и социометрический метод.

Социометрический метод был запланирован для проведения плановой диагностики с целью проверки деятельности классных руководителей по работе с коллективом. Данная диагностика была проведена под руководством психолога школы.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В. В. Бойко позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения [10, с. 60].

Пункты опросника сгруппированы в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 — совсем неверно,

1 — верно в некоторой степени,

2 — верно в значительной степени,

3 — верно в высшей степени.

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека.

1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.

2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.

3. Шумные детские игры я переношу с трудом

4. Оригинальные, нестандартные, яркие люди действуют на меня отрицательно.

5. Человек, который не имеет недостатков, насторожил бы меня.

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей.

6. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный человек.

7. Меня раздражают любители поговорить.

8. Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде или самолете, начатый по его желанию.

9. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который имеет знания ниже моих.

10. Мне трудно найти общий язык с людьми, по интеллекту отличающимся от меня.

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей.

11. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).

12. Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление своим бескультурьем либо жадностью.

13. Представители некоторых национальностей в моем окружении мне несимпатичны.

14. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.

15. Терпеть не могу людей с низким профессиональным уровнем.

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.

16. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.

17. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-то неприятен.

18. Меня раздражают люди, которые стремятся в споре настоять на своем.

19. Мне неприятны самоуверенные люди.

20. Обычно мне трудно удержаться от замечания озлобленному или нервному человеку, который толкается в транспорте.

Страницы: 1 2


Практическая часть. Экспериментальное исследование. Методики исследования.
Для выявления дистантных взаимодействий были использованы следующие методы: Метод эксперимента. Эксперимент проводится в специально созданных условиях, где обеспечивается проявление изучаемого взаимодействия. При его проведении составлялся план и цели проведения соответствующего эксперимента, возможные участники (индуктор – перципиент ...

Гештальтпсихология.
Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении близка собственным исследованиям Маслоу о познании и творчестве. Для Маслоу как гештальтпсихолога существенным элементом в творческом мышлении и в решении задач является способность воспринимать целое и м ...

Когда ребенок говорит неправду
Большинство из нас вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи. Это открытие столь сильно ранит нас еще и потому, что в ту минуту мы, как правило, оказы­ваемся бессильными что-либо предпринять. Разумеется, спустя какое-то время свою бурную реакцию мы оправ­дываем тем, что ложь — поступок непростительный и, если не обращать на него вни ...