Материалы по психологии » Влияние темпов пубертата на психологические особенности подростка » Психологические особенности юношей с разными темпами пубертата

Психологические особенности юношей с разными темпами пубертата

Как замечает американский психолог Джон Клозен, телесные свойства, постоянные или временные, могут влиять на поведение и психику подростка по трем линиям. Во-первых, относительная зрелость, рост и телосложение непосредственно влияют на соответствующие физические способности: имея преимущества в росте, весе и силе, мальчик-акселерат в течение ряда лет может без особого труда превосходить своих ровесников-ретардантов в спорте и иных физических занятиях. Во-вторых, зрелость и внешность имеют определенную социальную ценность, вызывая у окружающих людей соответствующие чувства и ожидания. Но индивидуальные способности не всегда соответствуют ожиданиям, основанным на внешности; например, очень высокий мальчик с плохой координацией движений будет плохим баскетболистом, а ждут от него многого. Отсюда — третье измерение: образ «Я», в котором преломляются собственные способности и их восприятие и оценка окружающими. [8]

«Д. Шеффер описал проводившиеся в Калифорнии на протяжении нескольких лет исследования 16 раносозревших и 16 поздно созревших мальчиков. Он получил схожие с Д. Клозеном выводы: поздно созревшие мальчики были больше напряжены, тревожны и желали привлечь внимание. А вот их раносозревшие сверстники были увереннее, уравновешенней, чаще выигрывали в соревнованиях. Так, наблюдения за этими подростками показали, что раносозревшие подростки находились в более выгодном положении, чем их ровесники-ретарданты, так как показывали более высокие результаты в соревнованиях и были увереннее в себе, в следствие чего пользовались большим авторитетом среди взрослых и сверстников. Кроме этого, возможно ещё одно влияние позднего пубертата на учёбу: например, занимающийся в музыкальной школе по классу скрипки, считает, что именно это занятие мешает ему развиться. К тому же поздносозревающие подростки больше контролируются родителями, в связи с чем могут возникать конфликты». [цит по 6, с 43]

Так же следует отметить, что в отношениях с противоположным полом подросток-ретардант может испытывать некоторые трудности, так как физическая привлекательность (хорошая физическая форма, рост) играет заметную роль в отношении между полами [11]

Однако ретарданты имеют и ряд преимуществ перед своими сверстниками-акселерантами. Рано созревающий мальчик имеет в своем распоряжении меньше времени на то, чтобы консолидировать самосознание и волю, которые нужны, чтобы выдержать испытания пубертатного периода, связанные с гормональными и физиологическими сдвигами, как бы положительно эти сдвиги ни воспринимались. Как полагает американский психолог Гарольд Пескин, мальчик-акселерат, будучи к началу полового созревания хронологически и психологически моложе поздно созревающих сверстников, испытывает большую тревогу по этому поводу. Ретардированный мальчик, имея длинный подготовительный период, может решать свои проблемы более гибко, так же ретарданты, как правило, психологически более тонкие и восприимчивые. [8]

Итак, среди мальчиков чаще в преимущественном положении находятся раносозревающие подростки, однако говорить о том, что раннее созревание более благоприятно для мальчиков-подростков нельзя – для некоторых акселерантов подростковый возраст протекает тяжелее чем у ретардантов, в то время как у ретардантов есть ряд преимуществ перед акселерантами.


Общие сведения о детях с замедленным психическим развитием (ЗПР).
Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается ...

Роль иностранного языка в развитии детей старшего дошкольного возраста. Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста
Период дошкольного детства - это период спокойного и благополучного развития ребёнка. Кризис трёх лет и связанные с ним трудности во взаимоотношениях ребёнка и взрослого миновали. Ребёнок в дошкольном возрасте проходит путь от "Я сам", от отделения от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, теснейшим образ ...

Определение сознания
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Сознание и в наши дни является предметом психологического исследования. Уже в ранние 20-е года проблема сознания начала вытесняться. В это время происходит зарождение нового подхода в психологии. С. Л. Рубинштейн свя ...