Интуиция и привычки » Заключение

Заключение

В заключении можно сказать, что "Знание – сила" - эти слова произнес английский философ Фрэнсис Бэкон. В них в афористической форме выражена мысль об огромном роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Действительно, знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности – для строительства жилищ и производства стали, ухода за детьми и создания ЭВМ; знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений, помогают объяснять и предвидеть события. В наших знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей, и это огромное богатство человечества.

На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осуществляется интеллектуальный скачок от старого знания к новому, открытия в науке, изобретения в технике и созидание в области искусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри его. Мы можем познать сущность вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность. Результаты познавательной деятельности будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.)

В качестве обобщения вышесказанного о привычках, можно выдвинуть следующее положение: эффективность управления поведением обеспечивает живая способность к внутренним усилиям, пусть небольшим, но ежедневно упражняемым. Проявление человеком своеобразного аскетизма и «героизма» в мелочах повседневности приучает его психику к самоуправлению, к систематической самоорганизации поведения. Такой человек может быть уверен в том, что при появлении необходимости преодолеть настоящие жизненные трудности он найдет в себе достаточно сил для этого. Человек в значительной степени сам предопределяет свою судьбу, так как реализует свое повседневное поведение через хорошие или дурные привычки, вызывающие соответствующие последствия. В этой связи уместно привести следующее замечание из «Психологии» Джемса: «Ожидающий нас в будущей жизни ад, о котором

нас

учат богословы, не хуже того ада, который мы сами создаем себе на этом свете, воспитывая свой характер в ложном направлении . Нет такого ничтожного добродетельного или порочного поступка, который не оставил бы в нас своего навеки неизгладимого следа . Разумеется, это обстоятельство имеет свою хорошую и дурную сторону. Серия отдельных выпивок делает нас постоянными пьяницами, но, с другой стороны, такая же серия благих дел и часов известного труда делает нас святыми в нравственном отношении или авторитетами и специалистами в практической и научной областях . Человек, добросовестно выполняющий ежедневно свой труд, может предоставить конечный результат своей работы ей самой.

Он

может быть глубоко убежденным, что в один прекрасный день он сознает в себе достойнейшего представителя своего поколения, какой бы род деятельности он ни избрал себе. Юношеству эта истина должна быть известна заранее. Незнакомство с нею, быть может, породило в юношестве, вступающем на трудный жизненный путь, более уныния и малодушия, чем все остальные причины, взятые вместе». [4, 164]


Описание выборки и методический инструментарий
Исследование проводилось в 2006 – 2007году в детском приюте № 25 г. Можайска Московской области. В качестве респондентов выступили дети в возрасте от 3 месяцев до 2,5 лет в количестве 10 человек. Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе исследования дети были разбиты на 3 категории: 1) дети до 1 года – 4 2) дети до 2 ...

Экспериментальные методы
В отличие от не экспериментальных и диагностических методов психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт.[3] Специфика экспериментальных методов, таким образом, состоит в том, что они предполагают: ...

Исследование влияния профессиональной занятости супругов на уровень конфликтности в семье. Организация и методики диагностики
Объектом нашего исследования стали работающие супружеские пары в возрасте до 35 лет, проживающие в г. Одессе. Семьи подбирались методом свободной выборки таким образом, чтобы деятельность одного из супругов характеризовалась повышенной занятостью в профессиональной сфере. В нашем исследовании приняли участие 16 супружеских пар: 8 семей, ...