Материалы по психологии » Память и внимание » Работа №1: Механическая память

Работа №1: Механическая память
Страница 1

Задача исследования: Проверка памяти на числа методом, предложенным А.П. Нечаевым (широко применяется в авиапсихологии с 1992 г.) и позволяющим демонстрировать проявления слуховой и зрительной механической памяти.

Оснащение опыта: Экспериментатор подготавливает для предъявления испытуемому 2 ряда по 12 двухзначных чисел /ряды не должны подчинятся определенной математической закономерности/, секундомер.

Порядок работы. Эксперимент состоит из 2-х опытов:

1. Воспроизведение 1-го числового ряда после слухового предъявления.

2. Воспроизведение 2-го числового ярда после зрительного предъявления.

Инструкция испытуемому. При слуховом предъявлении: "Я сейчас назову 12 двухзначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Никаких отметок карандашом делать не разрешается. Когда я закончу читать, надо по моему сигналу записать все прочитанные числа в любом порядке. Приготовьтесь! Внимание! /прочитать ряд чисел с паузами за 30 секунд, предварительно отработав темп/запишите числа которые Вы запомнили"

При зрительном предъявлении: "На этой карточке, которую Вы перевернете по моему сигналу, 10 двухзначных чисел. Вы должны внимательно прочесть и постараться, возможно, больше их запомнить. Для этого будет дано 30 секунд. Когда время закончится, по моему сигналу отложите карточку в сторону, перевернув её, и по памяти запишите все эти числа в любом порядке. Приготовьтесь! Переверните карточку. Запишите числа, которые запомнили".

Учет результатов:

При наблюдении следует установить, шепчет ли исследуемый слушаемые или читаемые цифры, исправляет ли записанное / это разрешается, но учитывается при анализе. При опросе уточнить данные наблюдения в степень уверенности в правильности воспроизведенного. После второго предъявления определить, как субъективно было легче запомнить числа – при слуховом или зрительном предъявлении.

Количественные показатели определяют подсчетом чисел, правильно воспроизведенных при слуховой экспозиции и при зрительной.

Анализ результатов:

Следует внимательно просмотреть воспроизведенные числа и установить, в каком порядке они зафиксированы: убывающем, возрастающем и т.д. Определить проявился ли в эксперименте не механическое запоминание, закон "края ряда". Важно также выявить, как при механическом запоминании числового материала, определенные связи, которые устанавливает испытуемый между отдельными элементами предъявленного материала.

В исследованиях К.К. Платонова были получены следующие результаты, при слуховом предъявлении материала: лучший результат – 7 чисел из 12, худший 2. При вторичном воспроизведении /ретенции/ соответсвенно8 и 1.

При зрительном предъявлении лучший результат – 9 из 12, худший 3. При вторичном воспроизведении лучший результат был 10, худший 0.

Испытуемый № 1.

Название опыта

Порядок предъявления

Предъявлен-

ые числа

Порядок воспро-

изведения

Воспроизведенные числа

Верно Воспр. Числа (порядковый номер)

Слуховое предъявление

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

28

67

32

24

56

74

13

69

38

60

47

89

По убыванию

89

47

13

26

12

11

7

Зрительное предъявление

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

15

16

28

34

56

82

37

75

58

23

45

12

хаотично

15

16

12

87

65

34

1

2

12

4

Страницы: 1 2


Гордон Виллард Олпорт. Личность в психологии[8]. Психическое здоровье: общая установка
В провинциальном австрийском госпитале лежал тяжелобольной мужчина. Врачи честно признались ему в том, что им не удалось определить причину болезни, однако если бы они смогли поставить диагноз, они бы, вероятно, вылечили его. Кроме этого, они сказали, что известный диагност вскоре должен посетить госпиталь и что именно ему, возможно, уд ...

Теоретический анализ явления социально-психологической толерантности. Различные подходы к пониманию феномена толерантности
В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки: - в английском языке толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; - во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и ре ...

Милицейский класс школы-гимназии № 3
Таблица №2 Статистическое сравнение средних значений по t-критерию для независимых выборок. № пок-ля Название шкал Хср. Милицейский класс Апрель 2005 Хср. Милицейский класс Январь 2006 t 1-2 1 Гипертимность 13.50 19.90 -4.044*** 2 Возбудимость 13.70 14.50 0.115 3 Эмотивнос ...