Работа №1: Механическая памятьСтраница 1
Задача исследования: Проверка памяти на числа методом, предложенным А.П. Нечаевым (широко применяется в авиапсихологии с 1992 г.) и позволяющим демонстрировать проявления слуховой и зрительной механической памяти.
Оснащение опыта: Экспериментатор подготавливает для предъявления испытуемому 2 ряда по 12 двухзначных чисел /ряды не должны подчинятся определенной математической закономерности/, секундомер.
Порядок работы. Эксперимент состоит из 2-х опытов:
1. Воспроизведение 1-го числового ряда после слухового предъявления.
2. Воспроизведение 2-го числового ярда после зрительного предъявления.
Инструкция испытуемому. При слуховом предъявлении: "Я сейчас назову 12 двухзначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Никаких отметок карандашом делать не разрешается. Когда я закончу читать, надо по моему сигналу записать все прочитанные числа в любом порядке. Приготовьтесь! Внимание! /прочитать ряд чисел с паузами за 30 секунд, предварительно отработав темп/запишите числа которые Вы запомнили"
При зрительном предъявлении: "На этой карточке, которую Вы перевернете по моему сигналу, 10 двухзначных чисел. Вы должны внимательно прочесть и постараться, возможно, больше их запомнить. Для этого будет дано 30 секунд. Когда время закончится, по моему сигналу отложите карточку в сторону, перевернув её, и по памяти запишите все эти числа в любом порядке. Приготовьтесь! Переверните карточку. Запишите числа, которые запомнили".
Учет результатов:
При наблюдении следует установить, шепчет ли исследуемый слушаемые или читаемые цифры, исправляет ли записанное / это разрешается, но учитывается при анализе. При опросе уточнить данные наблюдения в степень уверенности в правильности воспроизведенного. После второго предъявления определить, как субъективно было легче запомнить числа – при слуховом или зрительном предъявлении.
Количественные показатели определяют подсчетом чисел, правильно воспроизведенных при слуховой экспозиции и при зрительной.
Анализ результатов:
Следует внимательно просмотреть воспроизведенные числа и установить, в каком порядке они зафиксированы: убывающем, возрастающем и т.д. Определить проявился ли в эксперименте не механическое запоминание, закон "края ряда". Важно также выявить, как при механическом запоминании числового материала, определенные связи, которые устанавливает испытуемый между отдельными элементами предъявленного материала.
В исследованиях К.К. Платонова были получены следующие результаты, при слуховом предъявлении материала: лучший результат – 7 чисел из 12, худший 2. При вторичном воспроизведении /ретенции/ соответсвенно8 и 1.
При зрительном предъявлении лучший результат – 9 из 12, худший 3. При вторичном воспроизведении лучший результат был 10, худший 0.
Испытуемый № 1.
Название опыта |
Порядок предъявления |
Предъявлен- ые числа |
Порядок воспро- изведения |
Воспроизведенные числа |
Верно Воспр. Числа (порядковый номер) |
Слуховое предъявление |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
28 67 32 24 56 74 13 69 38 60 47 89 |
По убыванию |
89 47 13 26 |
12 11 7 |
Зрительное предъявление |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
15 16 28 34 56 82 37 75 58 23 45 12 |
хаотично |
15 16 12 87 65 34 |
1 2 12 4 |
Гордон Виллард Олпорт. Личность в психологии[8]. Психическое здоровье: общая установка
В провинциальном австрийском госпитале лежал тяжелобольной мужчина. Врачи честно признались ему в том, что им не удалось определить причину болезни, однако если бы они смогли поставить диагноз, они бы, вероятно, вылечили его. Кроме этого, они сказали, что известный диагност вскоре должен посетить госпиталь и что именно ему, возможно, уд ...
Теоретический анализ явления социально-психологической толерантности. Различные подходы к пониманию феномена толерантности
В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки:
- в английском языке толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»;
- во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и ре ...
Милицейский класс школы-гимназии № 3
Таблица №2
Статистическое сравнение средних значений по t-критерию для независимых выборок.
№
пок-ля
Название шкал
Хср.
Милицейский класс
Апрель 2005
Хср.
Милицейский класс
Январь 2006
t 1-2
1
Гипертимность
13.50
19.90
-4.044***
2
Возбудимость
13.70
14.50
0.115
3
Эмотивнос ...