Материалы по психологии » Психологические особенности развития речи у ребёнка до трёх лет в семье » Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет в семье. Общее понятие о речи: понятие, виды, функции

Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет в семье. Общее понятие о речи: понятие, виды, функции
Страница 1

Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка.

В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении наукой и культурой, в образовании и воспитании человека.

Речь не только служит общению между людьми, но и является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления.

Являясь орудием мышления, речь играет большую роль и в других психических процессах. Громкое или мысленное называние находящихся перед нами предметов организует их восприятие, облегчает их различение и узнавание. Участие речи в процессах памяти придаёт ей логический, осмысленный характер.

Всякое речевое общение осуществляется средствами языка. В зависимости от условий и целей общения речевая деятельность приобретает некоторые особенности. Так, люди могут обмениваться мыслями устно или письменно, в диалогической или монологической форме. Соответственно этому различают несколько видов речи. Речь бывает письменная и устная. В свою очередь в устной речи различают речь диалогическую и монологическую [3], [10].

Устная речь является основным видом речи, по образцу которой строятся и другие виды речевой деятельности. Так, в нашей письменной речи буквы обозначают различные звуки устной речи. Письменная речь воспроизводит, таким образом, на бумаге особенности речи устной, звуковой.

В зависимости от обстоятельств, в которых происходит общение между людьми, устная речь может приобретать либо форму диалогическую (от слова «диалог» - разговор), либо монологическую (от слова «монолог» - речь одного).

Диалогическая речь, имеющая характер разговора между собеседниками, в психологическом отношении обладает некоторыми особенностями.

Характер диалога существенно меняется в зависимости от обстоятельств, в которых он произносится. В некоторых случаях от диалогической речи требуется, чтобы мысль в ней была выражена в более полной и развёрнутой форме, а сам способ выражения сознательно подчинён установленным нормам и правилам.

Монологическая речь в отличие от диалогической характеризуется тем, что здесь говорит один человек, в то время как другие слушают его. Характерными примерами монологической речи являются: связный рассказ о чём-нибудь, лекции, доклады.

Монологическая речь в психологическом отношении отличается от речи диалогической. Монологическая речь обычно носит более произвольный, менее принуждённый характер, чем речь диалогическая. Монологическая речь требует более развёрнутого и логически последовательного изложения мысли, чем диалогическая, так как при монологе говорящий менее связан со своими слушателями, меньше знает, что известно о данном предмете, что их в нём интересует.

Устная речь, как диалогическая, так и монологическая, часто сопровождается различного рода движениями, носящими характер жестов, изменений мимики лица и т. д. Это делает речь более выразительной, помогает лучше понять содержание сказанного [9, 17].

Письменная речь во многом сходна с устной.

В психологическом отношении письменное изложение мыслей существенно отличается от изложения устного. Пишущий не видит своего собеседника, не слышит его высказываний, не видит его жестов и выражения лица. Здесь приходится мысленно представить себе собеседника, его возможные вопросы и возражения и в соответствии с созданным заранее представлением строить свою письменную речь. Пишущему приходится также учитывать, что его читатель находится в иной обстановке, чем та, которая его окружает, и не может непосредственно воспринимать те предметы и явления, которые пишущий имеет в виду. Письменная речь по необходимости является более развёрнутой и вместе с тем более преднамеренной не только по сравнению с диалогической, но и по сравнению с монологической устной речью.

Страницы: 1 2


Экономическое мышление как основа рационального выбора
Экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Экономическое мышление основано не на познании действия и использовании социально-экономических законов, а на экономической практике, ...

Особенности связной речи детей с зпр.
Речь детей с задержкой психического развития отличается от нормы. Словарь этих детей, особенно активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны, а иногда и просто ошибочны. У таких детей затруднено формирование эмпирических грамматических обобщений. Ряд грамматических категорий в их речи просто отсутствует. У детей этой группы ча ...

Формирующий эксперимент
Цель: организация деятельности по целенаправленному формированию понятий у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: разработка цикла занятий по английскому языку (на примере понятий о животных); апробация занятий в экспериментальной группе (частота занятий – 1 раз в неделю в течение полугода). План-конспект трех занятий по англи ...