Результаты исследования
Страница 1

В исследовании принимало участие 20 человек- учащиеся в возрасте 13 и 15 лет шк №

Участники были разбиты на две группы- в первую группу входили подростки 13 лет во второю – 15 лет.

Целью исследования являлось определение уровня эмоционального развития учащихся разных возрастных групп, их сравнение, а также определение степени тревожности, агрессивности и других эмоциональных неблагополучий.

В ходе исследования нами были использованы следующие методики:

- Опросник САН

- цветовой дневник настроения:

- Опросник Баса- Дарки

- Тест Кеттела_

- Проективная методика «Несуществующее животное».

В ходе предварительного наблюдения нами были замечены следующие проявления:

В первой группе подростков в возрасте 13 лет наблюдались вспышки гнева и раздражительности чаще чем вол второй.

В группе подростков 15 лет прослеживалась сдержанность в проявлении своих эмоций.

Предварительная беседа с подростками показала, что как правило, подростки и той и другой группы не любят говорить о своих эмоциональных переживаниях. Причем необходимо отметить, что подростки 13 лет не владеют достаточным запасом словарных терминов обозначающих чувства и эмоции человека. В более старшей группе замечено, что словарных запас терминов, обозначающих эмоциональные переживания значительно расширяется. Подростки достаточно хорошо используют широкий спектр названий различных эмоций и чувств присущих человеку.

Следующим этапом исследования явилась диагностика эмоционального состояния подростков.

Для этой цели использовалась методика «Цветовой дневник настроения» и Методика Сан и в той и другой группе.

Методика цветовой дневник настроения (описание методик см. в предыдущей части работы).

В ходе исследования мы получили следующие результаты:

- в группе подростков 13 лет преобладает раздражение ( 7 чел), т.е. в большинстве случаев ( настроение оценивалось каждый день в течение недели) подросток испытывал раздражение, причем указывались такие причины как непонимание родителей- 4 чел; напряженные отношения со сверстниками – 2 чел.; ссоры с близкими людьми) сестра, брат) – 1 чел. Чувство радости присутствовало у 4 чел. Чувство напряжения испытывали – 6 чел.

В группе подростков 15 лет были получены следующие данные? Хорошее веселое настроение испытывали 8 чел.; спокойствие – 2 чел., чувство гнева, раздражительности – 2 чел.

Как видно из результатов, в младшей группе подростков общий эмоциональный фон не очень благоприятный. Подростки находятся в напряжении и особенно это касается взаимоотношений с окружающими.

Более старшим подросткам свойственны более благоприятные эмоциональные переживания.

Методика САН была направлена на выявление общего эмоционального фона у подростка и в ходе исследования получены следующие результаты, которые мы представляем в таблице.

Оценка уровня эмоционального развития

Группы подростков

13 лет

15 лет

Благоприятный эмоциональный фон ( высокий уровень)

4( 40%)

7 ( 70 %)

Средний уровень

4 (40% )

2 ( 20%)

Низкий уровень

2 ( 20%)

1 ( 10%)

По общему числу испытуемых можно увидеть, что благоприятный эмоциональный фон присутствует у 11 чел ( из 20), что составляет 55 %, средний уровень- 6 чел. (из 20)- 30%, низкий уровень- 3 чел .(из 20)- - 15%.

Причем как мы видим из таблицы, опять же у группы подростков 13 лет эмоциональный фон ниже чем у старших подростков.

Необходимо отметить, что данные методики «Цветовой дневник настроения» и Методика САН Являются чаще всего ситуативными методиками и используются для исследования эмоциональной сферы в настоящий момент.

Для боле глубоко исследования был проведен тест Кеттела, Гед в большей степени нас интересовали шкалы «Эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость» «Уверенность в себе – тревожность», «Расслабленность – напряженность».

Результаты исследования мы представили в таблице:

Шкалы

Подростки 13 лет

Подростки 15 лет

Эмоциональная устойчивость

2 чел

6 чел

Эмоциональная неустойчивость

8 чел

4 чел

Уверенность в себе

2 чел

7 чел

Тревожность

8 чел

3 чел

Расслабленность

3 чел

8 чел

Напряженность

7 чел

2 чел

Страницы: 1 2


Пути и средства повышения эффективности организации процесса обучения и воспитания
Предлагается организовать учебный процесс так , чтобы: - Учащиеся, получающие образование в режиме воспитательного процесса, стали подлинными субъектами обучения, чувствовали, что учатся для себя, своего развития и совершенствования; - отчитывались не перед учителем и он не выступал в роли Верховного судьи, а обучал "проведению в ...

Введение.
Каким был задуман человек, как вел бы он себя, как относился бы к себе подобным, к своему делу, как понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами? Вот какие вопросы тревожили всю жизнь американского психолога Абрахама Маслоу (1908 -1970) , когда он обнаружил, что традиционная психология и психоанализ Зигму ...

Результаты исследования и их анализ. Особенности адаптации больных хроническим заболеванием
Для изучения степени адаптации применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. На основе анализа интегрального показателя адаптации были выделены 3 экспериментальные группы испытуемых: 1. с высоким уровнем адаптации – группа A. Значение показателя адаптации от 66 до 72 баллов. (M=67) 2 ...