Психоанализ о личности » Теория личности З. Фрейда

Теория личности З. Фрейда
Страница 1

Конфликт, лежащий в основе функционирования личности, может быть психосоциальным (когда мотивационное ядро личности противостоит требованиям общества) или интрапсихическим (когда мотивы-антагонисты ведут борьбу внутри мотивационного ядра). В теории Фрейда присутствуют оба типа конфликта.

Для Фрейда основной мотивационной доминантой жизни является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание(внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Фрейд считает, что существует единый перечень врожденных влечений (trieb), которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению. Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов и не могут корректироваться сознательными размышлениями и решениями. Все влечения состоят из следующих элементов:

· Источник – определенная часть тела, где возникает напряжение.

· Цель – действия, которые приводят к ослаблению напряжения.

· Стимул – количество энергии, вызывающее реализацию влечения.

· Объект – предмет, с помощью которого напряжение переходит в разрядку. Объект может быть основным или парциальным, частичным.

Фрейд постулировал в качестве базовых следующие виды влечения:

1.Влечения жизни, биологические потребности выживания.

2.Сексуальные влечения, которые тоже биологически обусловлены, но не связаны напрямую с выживанием индивида.

3.Влечение к смерти. Цель этого влечения – достижение окончательной разрядки любого напряжения, которой можно добиться, только прекратив свое существование.

Со временем сексуальные влечения, либидо, Фрейд объединяет в один блок с влечениями жизни (Lieben – жить) и рассматривает их интрапсихический конфликт с деструктивными влечениями. В норме жизнеутверждающие влечения оказываются сильнее деструктивных. С возрастом или при неблагоприятных ситуациях развития влечение к смерти может возобладать и найти свое выражение в различных паталогиях личности: фобии, неврозы, агрессия, садизм, мазохизм, фашизм, суицид.

Вместилищем влечений является «Оно» - ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. Младенец, личность которого сводится к «Оно», эгоистичен и враждебен всему, что может ограничить его влечения. «Оно» существует согласно принципу удовольствия и не принимает в расчет интересы других людей. Однако ребенок не может самостоятельно реализовать свои влечения, он нуждается в помощи взрослых, поэтому вынужден приспосабливаться к своему социальному окружению.

По мере вступления в социальные отношения развиваются и дифференцируются следующие структуры личности: «Я» и «Сверх-Я».

Функция ядерной структуры личности «Я» заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений в социальном мире. Становление «Я» связано с разграничением сознательных и бессознательных психических процессов. «Я» - это разум и здравый смысл, тогда как «Оно» - необузданные страсти. «Я» функционирует по принципу реальности, т.е. старается примирить необузданность влечений с реальными условиями и , главное, с социальными ограничениями их удовлетворения.

Таким образом, развитие личности предполагает возникновение новой структуры, получившей название «Сверх-Я». Эта структура является вместилищем социальных правил и норм (Фрейд часто говорит о табу и запретах). Согласно психоаналитической концепции, человек по природе эгоистичен, а общество должно сдерживать людей, обеспечивая каждому примерно равные условия для удовлетворения влечений. Родители – первые люди, которые начинают наказывать ребенка за неприемлемые в данном обществе проявления влечений. Т.к. родители сильнее ребенка, а общество сильнее человека, «Я» вынуждено подчиниться социальным требованиям, т.к. это единственный способ сохранить себя.

Фрейд описал три функции «Сверх-Я»: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В теории Фрейда совесть представляет собой память о прошлых наказаниях, так что совершая асоциальный поступок, человек испытывает чувство вины, даже если объективно его никто не осуждает. Существование личности – это постоянное возникновение интрапсихических конфликтов и попытки их разрешения, в основном иллюзорного, с помощью защитных механизмов. «Сверх-Я» воплощает психосоциальный конфликт.

Фрейд уделял большое внимание теме сексуальности. Это связано с тем, что, по его мнению, сексуальное влечение сталкивается с наибольшим противостоянием общества и поэтому становится источником максимально значимых конфликтов.

Итак, основная функция «Я» заключается в попытках примирить влечения «Оно» и требования «Сверх-Я» для обеспечения адаптации субъекта к внешнему миру. Однако «Я» обладает еще одной важной функцией, реализующей механизм, при помощи которого слишком строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение достигнуто без переживания чувства вины. Этот механизм называется психологической защитой и облегчает существование личности, т.к. временно ослабляет интенсивность конфликта. Психологическая защита позволяет осознавать только часть влечения, или вовсе не перестать его осознавать и найти для влечения такой парциальный объект, который является социально приемлемым.

Страницы: 1 2


Исследования индивидуальности в отечественной психологии
В своей книге «Психология индивидуальных различий» Егорова М.С. делает анализ двух подходов к исследованию индивидуальности. Существуют два подхода к исследованию психологических явлений. Один из них – номотетический – ориентирован на выяснение общих закономерностей психической деятельности. Второй – идиографический – предполагает изуч ...

Психологическое понимание труда и профессии
Профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать реализовать себя человеку в труде. В частности, какие предрассудки могут стать препятствием для полноценной самореализации в профессии. Е.А. Климов выделил следующие основные "предрассудки" о труде и п ...

Интересы
Одним из мотивационных образований, побуждающих поведение человека является интерес. Каково его психологическое содержание, его специфическое отличие от других мотивационных образований? Анализируя психологическое содержание интереса психологи, как правило, выделяют в них потребности и положительное переживание этой потребности. В этой ...