Психоанализ о личности » Теория личности З. Фрейда

Теория личности З. Фрейда
Страница 1

Конфликт, лежащий в основе функционирования личности, может быть психосоциальным (когда мотивационное ядро личности противостоит требованиям общества) или интрапсихическим (когда мотивы-антагонисты ведут борьбу внутри мотивационного ядра). В теории Фрейда присутствуют оба типа конфликта.

Для Фрейда основной мотивационной доминантой жизни является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание(внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Фрейд считает, что существует единый перечень врожденных влечений (trieb), которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению. Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов и не могут корректироваться сознательными размышлениями и решениями. Все влечения состоят из следующих элементов:

· Источник – определенная часть тела, где возникает напряжение.

· Цель – действия, которые приводят к ослаблению напряжения.

· Стимул – количество энергии, вызывающее реализацию влечения.

· Объект – предмет, с помощью которого напряжение переходит в разрядку. Объект может быть основным или парциальным, частичным.

Фрейд постулировал в качестве базовых следующие виды влечения:

1.Влечения жизни, биологические потребности выживания.

2.Сексуальные влечения, которые тоже биологически обусловлены, но не связаны напрямую с выживанием индивида.

3.Влечение к смерти. Цель этого влечения – достижение окончательной разрядки любого напряжения, которой можно добиться, только прекратив свое существование.

Со временем сексуальные влечения, либидо, Фрейд объединяет в один блок с влечениями жизни (Lieben – жить) и рассматривает их интрапсихический конфликт с деструктивными влечениями. В норме жизнеутверждающие влечения оказываются сильнее деструктивных. С возрастом или при неблагоприятных ситуациях развития влечение к смерти может возобладать и найти свое выражение в различных паталогиях личности: фобии, неврозы, агрессия, садизм, мазохизм, фашизм, суицид.

Вместилищем влечений является «Оно» - ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. Младенец, личность которого сводится к «Оно», эгоистичен и враждебен всему, что может ограничить его влечения. «Оно» существует согласно принципу удовольствия и не принимает в расчет интересы других людей. Однако ребенок не может самостоятельно реализовать свои влечения, он нуждается в помощи взрослых, поэтому вынужден приспосабливаться к своему социальному окружению.

По мере вступления в социальные отношения развиваются и дифференцируются следующие структуры личности: «Я» и «Сверх-Я».

Функция ядерной структуры личности «Я» заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений в социальном мире. Становление «Я» связано с разграничением сознательных и бессознательных психических процессов. «Я» - это разум и здравый смысл, тогда как «Оно» - необузданные страсти. «Я» функционирует по принципу реальности, т.е. старается примирить необузданность влечений с реальными условиями и , главное, с социальными ограничениями их удовлетворения.

Таким образом, развитие личности предполагает возникновение новой структуры, получившей название «Сверх-Я». Эта структура является вместилищем социальных правил и норм (Фрейд часто говорит о табу и запретах). Согласно психоаналитической концепции, человек по природе эгоистичен, а общество должно сдерживать людей, обеспечивая каждому примерно равные условия для удовлетворения влечений. Родители – первые люди, которые начинают наказывать ребенка за неприемлемые в данном обществе проявления влечений. Т.к. родители сильнее ребенка, а общество сильнее человека, «Я» вынуждено подчиниться социальным требованиям, т.к. это единственный способ сохранить себя.

Фрейд описал три функции «Сверх-Я»: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В теории Фрейда совесть представляет собой память о прошлых наказаниях, так что совершая асоциальный поступок, человек испытывает чувство вины, даже если объективно его никто не осуждает. Существование личности – это постоянное возникновение интрапсихических конфликтов и попытки их разрешения, в основном иллюзорного, с помощью защитных механизмов. «Сверх-Я» воплощает психосоциальный конфликт.

Фрейд уделял большое внимание теме сексуальности. Это связано с тем, что, по его мнению, сексуальное влечение сталкивается с наибольшим противостоянием общества и поэтому становится источником максимально значимых конфликтов.

Итак, основная функция «Я» заключается в попытках примирить влечения «Оно» и требования «Сверх-Я» для обеспечения адаптации субъекта к внешнему миру. Однако «Я» обладает еще одной важной функцией, реализующей механизм, при помощи которого слишком строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение достигнуто без переживания чувства вины. Этот механизм называется психологической защитой и облегчает существование личности, т.к. временно ослабляет интенсивность конфликта. Психологическая защита позволяет осознавать только часть влечения, или вовсе не перестать его осознавать и найти для влечения такой парциальный объект, который является социально приемлемым.

Страницы: 1 2


Резюме
В связи с вопросом из гл. I о том, так ли уж плох страх, мы, с одной стороны, прояснили, как ущемляет человека «отказ» естественной «системы» страха, с другой же стороны, на примере «робких» людей показали высокую социальную ценность определенных форм боязливости. И вновь подчеркнули такое почти упущенное наукой явление, как преобразова ...

Основные теории изучения познавательных процессов. Основные теории изучение памяти
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при не­обходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы назы­ваются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является усло­вием научения, приобретения знаний, формирования умений и на­выков. Без памяти н ...

Динамика Я-концепции
Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек — это отдельный и отделенный от других людей индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. При формировании Я-концепции происходит развитие представлений о самом себе. Я-концепция — это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с ра ...