Психоанализ о личности » Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа

Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа
Страница 1

Карен Хорни (1885-1952) упрекала Фрейда в том, что он рассматривает женщину как неполноценную личность, страдающую от биологической ущербности по сравнению с мужчиной. Основываясь на концепции психологической защиты, Хорни предположила, что, поскольку мужчины испытывают желание принизить женщин, именно они демонстрируют защитное поведение, за которым кроется зависть к потенции материнства. Мужчине требуется постоянно подтверждать свою мужественность, в то время как у женщин нет необходимости подтверждать свою женственность. Социальная активность мужчин также является защитным ответом на страх природного женского превосходства.

Генри Мюррей(1893-1988) внес ряд дополнений в теорию Фрейда.

· «Оно» включает в себя на только перечисленные Фрейдом влечения, но и базовую потребность в любви.

· «Сверх-Я» формируется не только в раннем детстве под воздействием родительских наказаний, а продолжает развиваться в течении всей жизни, интегрируя опыт взаимодействия со многими людьми и ситуациями.

· Далеко не всегда поведение носит защитный характер, и в отсутствие конфликта функцией «Я» становится рациональное мышление и точное восприятие. Т.о. в этой концепции зафиксирован когнитивный характер «Я», что вводит в систему мотивационного ядра личности еще одну потребность, потребность в бескорыстном познании.

Психогенетическая концепция периодизации развития личности Эрика Эриксона(1902-1994) обращает внимание на один из явных недостатков теории Фрейда – ограничение периода развития личности детством и подростковым возрастом. Очевидно, что личность развивается дальше и может претерпевать изменения на протяжении всего жизненного цикла. И если модель Фрейда предполагает допущение о природе человека, что человек сам по себе плох, то Эриксон склоняется к допущению, что человек и плох, и хорош. Кроме того, он заимствует у Мюррея положение о познавательной мотивации. Оставаясь в рамках психоаналитической традиции, Эриксон предложил иную периодизацию личностного развития. Основной принцип его подхода основан на понятии кризиса. Каждая стадия развития заключает в себе кризис, который, с одной стороны, таит опасность психопатологии, а с другой – содержит возможность дальнейшего продуктивного развития. Каждая стадия в концепции Эриксона характеризуется типичным психологическим кризисом и особой задачей развития. И если Фрейд говорит о психосексуальном развитии, то Эриксон – о психосоциальном.

1. Младенчество. Оральная стадия. Конфликт между базисным доверием к миру и базисным недоверием. Если мать довольна своим собственным детством и хорошо относится к ребенку, конфликт разрешается позитивно, возникает надежда и способность с оптимизмом смотреть на жизнь. При негативном исходе появляется замкнутость, изоляция от мира.

2. Ранее детство. Анальная стадия. Ребенок учится произвольно удерживать и отдавать значимые для него объекты, формируется сила воли. Негативный исход – развитие стыда и сомнения, когда ребенок переживает неуверенность в своих силах и страх действовать самостоятельно.

Страницы: 1 2


Значение учителей и родителей в адаптации детей к школе
О том, что начало обучения в школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все родители. Но что это значит? Вот типичные ответы: "Новый коллектив", "Новые занятия", "Учительница", "Новые обязанности", "Много новых впечатлений". И лишь некоторые говорят: "Большие н ...

Когда ребенок говорит неправду
Большинство из нас вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи. Это открытие столь сильно ранит нас еще и потому, что в ту минуту мы, как правило, оказы­ваемся бессильными что-либо предпринять. Разумеется, спустя какое-то время свою бурную реакцию мы оправ­дываем тем, что ложь — поступок непростительный и, если не обращать на него вни ...

Общение в системе межличностных и общественных отношений
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной пси ...