Физиология пубертата

Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которыми интенсифицируется деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.

Что вызывает деятельность половых желез? По этому вопросу есть множество гипотез, самой правдоподобной из которых по мнению П. П. Блонского, автора книги «Педология», является гипотеза Белова: железы внутренней секреции (в том числе и половые) связаны в своей деятельности друг с другом, следовательно оказывают друг на друга взаимное влияние. В раннем детстве огромную роль играет зобная железа (thymus). Функционирование этой железы, как можно предполагать на основании многих фактов, влечёт за собой пониженную деятельность мозгового придатка (Hypophsis, маленькая железа длиной около 1,3 см и весом менее 0,5 г., расположенного внутри черепа у основания головного мозга). Но пониженная деятельность последней (стало быть, он ещё слабо развит и слабо функционирует) вызывает пониженную деятельность зобной железы. Таким образом, последняя начинает атрофироваться. Явления роста, типичные для раннего детства, прекращаются. Но понижение деятельности зобной железы вызывает повышенную деятельность мозгового придатка. В свою очередь повышенная деятельность мозгового придатка возбуждает деятельность половых желез, которая понижает деятельность мозгового придатка. [3]

Из этой гипотезы можно вывести, что в начале взросления подросток – существо с повышенной деятельностью мозгового придатка (преимущественно передних долей его). Половые железы ещё только развиваются. «Мозговой придаток влияет на кожу – она беднеет жиром и грубеет, на волосы на голове - они делаются более густыми и жёсткими (однако, на половое оволосение мозговой придаток не влияет), изменяет обмен веществ в сторону ассимиляции (усвоения, построения) азотистых продуктов и диссимиляции (разрушения, выведения) углеводородов. Вследствие этого усиливается белковое питание организма, а, следовательно, и рост» [цит. по 3, с 241] Однако, «рост скелета опережает рост мышечной массы, что приводит к нарушениям осанки, некоторой непропорциональности и неуклюжести тела». [цит по 14, с 77]

Со временем возникает всё более стабильная взаимосвязь между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. Половые железы становятся всё более развитыми. В крови возрастает уровень половых гормонов. Под их влиянием у подростков развиваются вторичные половые признаки, увеличивается интерес к противоположному полу, усиливается половое влечение [14]

Это были общие положения физиологии пубертата, однако развитие мальчиков и девочек существенно отличается друг от друга.


Основные проблемы психологии
К числу основных проблем, разрабатываемых психологией, относится прежде всего проблема возникновения и развития психики. Научная психология, как отмечал И. М. Сеченов, по своему содержанию должна быть не чем иным, как «учением о происхождении психических деятельностей», она должна «изучать историю развития ощущений, представлений, мысле ...

Описание методов исследования
В ходе исследования была использована анкета, выявляющая особенности интересов [41,с.105-111], методика «Структура интересов» [42, с.389-395] и методика «Йоваши». Анкета состоит из 13 вопросов, к каждому из которых предлагается выбрать один, при необходимости два-три, но не больше. Если в списке нет того ответа на вопрос, который респо ...

Вариант №1.
1. Изучив учебную и справочную литературу, заполните таблицу, указав, какие ученые и какой вклад внесли в развитие возрастной психологии на разных этапах. Ф.И.О. ученого Вклад в развитие науки 1) В. Прейер 2) В. Вундт 3) С. Холл 1. В книге «Душа ребенка» (1882) представил результаты своих ежедневных систематических набл ...