Материалы по психологии » Развитие одаренности в онтогенезе » Возможности определения одарённости

Возможности определения одарённости
Страница 1

В современных психологических концепциях одарённость рассматривается как целостная система множества различных по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности.

Такое определение одарённости требует комплексного подхода. Этот подход предполагает использование целостной системы качественных и количественных данных о развитии когнитивной (внимания, интеллекта, творческого мышления, памяти), эмоциональной, волевой, мотивационной сфер личности ребенка, об особенностях его окружения (семьи, школы, друзей), полученных из максимально возможного числа источников субъективной и объективной информации. Чем более разнообразные сведения о развитии ребёнка будут использованы, тем более полно и разносторонне может быть определена его одарённость.

Помимо расширения самого понятия «одарённость» в последние годы была экспериментально показана целесообразность обучения по специальным программам детей, чей уровень развития опережает средний для данного возраста. Для определения таких детей разрабатываются специальные, особые критерии и методы психологической диагностики одарённости.

Среди многочисленных (более ста) теорий одарённости многие специалисты выделяли те, в которых она определяется по уже признанным обществом достижениям, и изучаются качества психики, характеризующие выдающихся людей, в том числе и ретроспективно в детском возрасте. Однако, данные об их психологических особенностях и условиях развития крайне противоречивы. /13, с.135/

Другие теории определяют одарённость ребёнка как его потенциальную возможность к выдающимся достижениям в будущем. Такое определение одарённости требует решения вопроса не только о том, какие достижения (открытия, творческое произведение, общественное признание, социальный статус и другое) следует считать выдающимся, но и том, какие качества ребёнка в каком возрасте и при каких условиях могут их надёжно предсказать.

Традиционно, чаще всего к одарённым относят детей, которые значительно опережают в развитии большинство своих сверстников и демонстрируют неординарные успехи, отличную успеваемость, грамоты и медали, победы на конкурсах, олимпиадах и так далее. Действительно, такие «победители» чаще получают высшее образование, учёные степени и признание в своей области, чем их менее успешные ровесники. Но, вместе с тем, достаточно много случаев большей успешности в профессиональной деятельности тех, кто не отличался ранними достижениями, поскольку успех может, определятся как одарённостью, так и стремлением к внешнему признанию, «натасканностью», умением манипулировать людьми, везением./20, с.135/

Другим важнейшим показателем детской одарённости признаются способности к познанию и творческому освоению нового. Ведущую роль в изучении детей с необыкновенными для их возраста познавательными возможностями играет качественный анализ индивидуального своеобразия их развития на протяжении длительного периода. /10, с.89/

Так, Н.С. Лейтесом были описаны индивидуально - типические феномены умственной одарённости в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Его данные продемонстрировали условность понятия «одарённые дети», невозможность разделить индивидуальные (сравнительно постоянные) и возрастные (временные) моменты, отвечающие за высокий уровень развития каждого ребёнка в том или ином возрасте, что делает прогноз его будущих достижений весьма проблематично.

Формализованные, тестовые методы диагностики способностей детей также не обеспечивают достаточно надёжного прогноза, что приводит некоторых психологов к выводу о том, что ранняя диагностика бесполезна и даже вредна. Решение этой проблемы состоит в переносе акцента с попытки угадать будущих «гениев» на создание условий, максимально соответствующих особым потребностям и возможностям одарённых детей на каждой возрастной ступени развития.

Страницы: 1 2 3


Структура. Тело.
Маслоу не описывает детально роли тела в процессе самоактуализации. Он полагает, что когда физиологические потребности удовлетворяются, индивидуум освобождается для потребностей, находящихся более высоко в иерархии. Однако он пишет, что необходимо, чтобы телу отдавалось должное. Маслоу отмечает важность интенсивной стимуляции физически ...

Отличительные признаки когнитивных стилей
Итак, когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего. В свою очередь, эти индивидуальные различия образуют некоторые типичные формы когнитивного реагирования, относительно к ...

Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности. Становление взглядов и основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии
Несмотря на то, что практически все современные подходы к понима­нию рефлексии опираются в своей основе на различные направления философской мысли, после выделения психологии как самостоятель­ной области научных исследований на рубеже XIX и XX веков пробле­ма рефлексии оказалась вытесненной из психологии, опиравшейся в этот период своег ...