Материалы по психологии » Развитие одаренности в онтогенезе » Возможности определения одарённости

Возможности определения одарённости
Страница 1

В современных психологических концепциях одарённость рассматривается как целостная система множества различных по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности.

Такое определение одарённости требует комплексного подхода. Этот подход предполагает использование целостной системы качественных и количественных данных о развитии когнитивной (внимания, интеллекта, творческого мышления, памяти), эмоциональной, волевой, мотивационной сфер личности ребенка, об особенностях его окружения (семьи, школы, друзей), полученных из максимально возможного числа источников субъективной и объективной информации. Чем более разнообразные сведения о развитии ребёнка будут использованы, тем более полно и разносторонне может быть определена его одарённость.

Помимо расширения самого понятия «одарённость» в последние годы была экспериментально показана целесообразность обучения по специальным программам детей, чей уровень развития опережает средний для данного возраста. Для определения таких детей разрабатываются специальные, особые критерии и методы психологической диагностики одарённости.

Среди многочисленных (более ста) теорий одарённости многие специалисты выделяли те, в которых она определяется по уже признанным обществом достижениям, и изучаются качества психики, характеризующие выдающихся людей, в том числе и ретроспективно в детском возрасте. Однако, данные об их психологических особенностях и условиях развития крайне противоречивы. /13, с.135/

Другие теории определяют одарённость ребёнка как его потенциальную возможность к выдающимся достижениям в будущем. Такое определение одарённости требует решения вопроса не только о том, какие достижения (открытия, творческое произведение, общественное признание, социальный статус и другое) следует считать выдающимся, но и том, какие качества ребёнка в каком возрасте и при каких условиях могут их надёжно предсказать.

Традиционно, чаще всего к одарённым относят детей, которые значительно опережают в развитии большинство своих сверстников и демонстрируют неординарные успехи, отличную успеваемость, грамоты и медали, победы на конкурсах, олимпиадах и так далее. Действительно, такие «победители» чаще получают высшее образование, учёные степени и признание в своей области, чем их менее успешные ровесники. Но, вместе с тем, достаточно много случаев большей успешности в профессиональной деятельности тех, кто не отличался ранними достижениями, поскольку успех может, определятся как одарённостью, так и стремлением к внешнему признанию, «натасканностью», умением манипулировать людьми, везением./20, с.135/

Другим важнейшим показателем детской одарённости признаются способности к познанию и творческому освоению нового. Ведущую роль в изучении детей с необыкновенными для их возраста познавательными возможностями играет качественный анализ индивидуального своеобразия их развития на протяжении длительного периода. /10, с.89/

Так, Н.С. Лейтесом были описаны индивидуально - типические феномены умственной одарённости в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Его данные продемонстрировали условность понятия «одарённые дети», невозможность разделить индивидуальные (сравнительно постоянные) и возрастные (временные) моменты, отвечающие за высокий уровень развития каждого ребёнка в том или ином возрасте, что делает прогноз его будущих достижений весьма проблематично.

Формализованные, тестовые методы диагностики способностей детей также не обеспечивают достаточно надёжного прогноза, что приводит некоторых психологов к выводу о том, что ранняя диагностика бесполезна и даже вредна. Решение этой проблемы состоит в переносе акцента с попытки угадать будущих «гениев» на создание условий, максимально соответствующих особым потребностям и возможностям одарённых детей на каждой возрастной ступени развития.

Страницы: 1 2 3


Особенности социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Рассматривая особенности социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. В качестве критериев выбираем следующие: игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей с нарушениями интеллекта. Возьмем за основу работы таких авторов, как Бтажноковой И. М [6], Мачихиной В.Ф. [65],. Забрамной С.Д. [33] Необходимо рассмот ...

Результаты t – критериального анализа и их обсуждение
Решить следующую задачу исследования по определению наиболее значимых различий в выраженности показателей исследования в группах учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья, нам помог t – критериальный анализ Стьюдента. Как видно из таблицы 3.1., выраженность показателей школьной тревожности превышает средний уровень в группе ...

Определение малой группы и ее границы
Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональны ...