Виды одарённости
Страница 3

Следует отметить, что важнейшей составляющей структуры личности одарённого ребенка является развитие у него познавательной потребности. На познавательную мотивацию, как ведущий компонент общей одарённости указывает Н.С. Лейтес. «Познавательная мотивация, являясь мощным двигателем развития интеллекта и личности ребенка, будучи принципиально насыщаемой, провоцирует его на поиски все новых знаний, требует все более организованной деятельности для освоения пока неизвестных сфер деятельности и получения необходимых знаний». /10, с.56/

Известно, что сама по себе потребность в информации в широком смысле (информационный голод) характерна для всех людей. И большинство детей, поступающих в школу, довольно сильно внутренне мотивированны на получение собственно знаний (новой информации). Однако крайне быстро эта внутренняя мотивация сменяется внешней - на похвалу, одобрение, избегание наказания, в своем формальном выражении - на оценку. Л.И.Божович так разделяет понятия обучения и развития, что принципиально для работы с одарёнными детьми, так как только «обучение» может заблокировать развитие их интеллекта и личности: «В первом случае (обучения) у ребенка возникает умения, навыки, во втором (развитие) - новые функциональные образования, обладающие собственно мотивирующей силой». /2, с.64/

В настоящее время дифференциация по аспектам интеллектуальной и творческой одарённости идет дальше. В связи с этим следует упомянуть о взглядах В.М. Теплова, который оспаривал представления о том, что высокая одарённость в одной области сопровождается одарённостью в других областях. Он подчёркивал, что «талант как таковой многосторонен», и считал, что «не о существовании разных одаренностей должна идти речь», а о широте самой одарённости. Он писал; «Возможность успешно действовать в различных областях объясняется, прежде всего, наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для различных видов деятельности. В этом центр научной проблемы многосторонних дарований». /17с.40/

В современной психологии примером подхода к многосторонности дарований является концепция К. Тейлора. В ней не делается попыток определить новые виды одарённости, скорее привлекается внимание к ее специфическому выражению. Первоначально в концепции К. Тейлора были две полярные области - академическая и творческая одарённости. Затем творческая одарённость распалась на восемь видов: она может проявляться в продуктивном мышлении, принятии решений, прогнозировании, общении, планировании, воплощении или исполнении решений, построении взаимоотношений, усмотрении возможности. Последние три таланта (в терминологии К. Тейлора) существенны для того, чтобы привести идеи в действие. Проявления таланта трактуются довольно узко. Например, общение понимается, как умение выражать свои мысли и чувства так, чтобы они были понятны другим; усмотрение возможностей предполагает умение обнаруживать возможности и взаимоотношения, скрытые от других людей.

Следует упомянуть еще о такой специфической одарённости как лидерская или социальная одаренность. Прообраз социальных способностей можно обнаружить в школе Бине-Симона 1905 года. Даже 3. Фрейд использовал специальный термин людей, которые отличались точностью в восприятии окружающих.

Одно из определений социальной одарённости заключается в исключительной способности устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Такое, целостное, по сути, определение просуществовало недолго, так как очевиден комплексный параметр этой способности. Выделяют такие структурные элементы социальной одарённости как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и так далее.

Социальная одарённость выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одарённости охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одарённость.

Страницы: 1 2 3 4


Развитие речи у ребёнка до трёх лет в семье
До того как дети смогут говорить различные слова, они произносят звуки, которые постепенно делаются разнообразнее и становятся различимыми. Когда младенец осваивает повторяющиеся и довольно музыкальные фрагменты звуков, это называют лепетом. Каждый ребёнок перед произношением различных слов проходит период гуления. Его звуки разнообраз ...

Мышление и воображение как венец развития познавательных процессов
Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня — ощущения, восприятия и представления. Чувственные образы, создава ...

Барьеры речи и языка
Барьер речи может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания пор ...