Виды одарённости
Страница 2

Следующий вид одарённости - академическая одарённость. Главным является то, что дети с одарённостью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Таким образом, академическая одарённость тесно связана с интеллектуальной одарённостью. Но академическая одарённость проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной, избирательной.

Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, быстроте, глубине продвижения в ряде дисциплин и иногда иметь среднюю или даже низкую успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают, недовольны тем, что ребенок учится не одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одарённость и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования Как пример академической одарённости можно назвать математическую одаренность.

Психолог В.А. Крутецкий всесторонне изучал детей с этим видом одарённости и выявил структуру математических способностей. В нее вошли следующие компоненты:

1.Получение математической информации. Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.

2.Переработка математической информации. В нее входят: а) способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики; б) способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий; в) способность к свёртыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий; способность мыслить свернутыми структурами; г) гибкость мыслительных процессов в математической деятельности; д) стремление к ясности, простоте, экономичности и рационализации решений; е) способность к быстрой свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).

3.Хранение математической информации. Математическая память, обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним.

4.Общий синтетический компонент. Математическая направленность ума. /7, с.385/

Особо отметим такой вид одарённости, как творческая. Творчество - одно из трудно конкретизируемых понятий. Еще в словаре Брокгауза и Эфрона упоминается, что творчество можно рассматривать в двух аспектах: широком (прямом), в этом смысле оно могло бы быть применимо ко многим процессам, происходящим в природе, ибо «жизнь - ряд непрерывных изменений», и узком (общепринятом), как характеристика психического акта, «выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в относительно новой форме». /15, с.91/ Психология, естественно, сосредотачивается на исследовании творчества в «узком» смысле.

Понятия «одарённость» и «творчество» неразрывно связаны на современном этапе развития науки. «Одарённость» трактуется как сложное психическое явление. При этом большинство психологов рассматривают творческий потенциал (креативность) как один из важнейших самостоятельных факторов одарённости. /11, с.31/

А.М. Матюшкин понимает одарённость как творческий потенциал, заложенный в ребенке с рождения и развивающийся по мере его взросления. Признаками высокого творческого потенциала выступают: стойкая познавательная мотивация, познавательная активность, опережение в развитии мышления и речи, выраженное стремление к творчеству в игре и других видах деятельности.

Вместе с тем, исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, к которым учителя и родители относятся неодобрительно, нередко критикуя и наказывая. Это отсутствие внимания к условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работ, яркий темперамент. /19, с.52/

Страницы: 1 2 3 4


Структура невербального общения, краткая характеристика основных элементов невербального общения. Кинесика
Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте. ...

Страх и чувства (Краткий экскурс в учение о чувствах)
Рождение — «ключевая сцена» пробуждения в земном пространстве, в дальнейшем она в смягченной форме тысячекратно повторяется по утрам, когда мы открываем глаза. С другой стороны, мы тысячекратно возвращаемся в состояние нерожденности, в сон, в «маленькую смерть». Сознательно или нет, но, бодрствуя, мы переживаем себя отделенными от духов ...

Голосовые характеристики
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Экстралингвистика – это включение в речь пауз («Хорошо… я дам поручение» — пауза после слова «хорошо» может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или ...