Виды одарённости
Страница 4

Лидерскую одарённость можно рассматривать как одно из проявлений социальной одарённости, более связанное с активным взаимодействием с другими людьми. Существует множество определений лидерской одарённости, в которых можно выделить общие черты: интеллект выше среднего: умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием, будущего; с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; терпимость и терпение в работе с людьми; энтузиазм; умение ясно выражать свои мысли в устной или письменной форме.

Приведённый перечень характеристик уточняет специфику лидерской одарённости по сравнению с социальной и помогает как в ее выявлении, так и развитии. Выявление и развитие имеет огромное значение для жизни общества во всех аспектах. В политике и промышленности, науке и образовании - везде нужны люди, которые могут вести за собой других, организовывать их взаимодействие, отношение друг к другу и делу и к способам его выполнения.

Этот наиболее «поздний» (в плане признания его специалистами) вид одарённости уже привлёк внимание практиков, которые разработали ряд эффективных тренингов для его развития. В 70-е годы в научной школе Л.И. Уманского был накоплен ценный опыт развития организаторских способностей, который может послужить основой для соответствующих учебных курсов.

Богатый материал, тесно связанный с проблематикой социальной одаренности, накоплен в русле исследований педагогических способностей и труда учителя. Роберт Стернберг, психолог из Йельского университета, обсуждает «практическую одарённость», которая столь редко признается школой, что она рассматривается как одарённость вообще. Будущий менеджер или предприниматель может иметь в школе репутацию весьма среднего ученика без каких-либо замечательных особенностей. Люди, которые с успехом применяют интеллект к окружающей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой особенностью практической одарённости Р. Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. /15, с.315/

Следует подчеркнуть, что в отечественной психологии проблема практического мышления, практического интеллекта была поставлена еще в работах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. В работе «Ум полководца» Б.М. Теплов выделил свойства практического мышления, особенности условий практической деятельности, представляющей жесткие требования к выдающимся личностям.

Выделение многих видов одарённости служит важной цели - привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития. /17, с.40/

Разумеется, различия между видами одарённости не могут рассматриваться без учета мотивации, сложившейся самооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей.

Определённые таким образом виды одарённости могут восприниматься как совершенно независимые, тогда как в действительности они переплетаются. Так, общая интеллектуальная одарённость, как правило, входит составной частью и в лидерские способности и в творческие.

Страницы: 1 2 3 4 


Экспериментальная часть. Описание выборки
В исследовании участвовали 30 медработников женского пола в возрасте от 20 до 58 лет, средний возраст - 31, 47. Стаж работы составляет от 9 месяцев до 35 лет, среднее значение – 11, 8. В экспериментальную группу вошли респонденты, положительно ответившие на вопрос № 2 (а, б, в,г,д) анкеты. В контрольную группу вошли респонденты, положит ...

Фазы кризиса
Л.С. Выготский (1984) ввел деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы. В предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В собственно критической фазе это противоречие обостря ...

Обоснование эксперимента
Физиологический механизм условно-рефлекторной пищевой реакции у собаки осуществляется следующим образом: пища, попадая в полость рта, раздражает вкусовые рецепторы, при этом в нервных окончаниях чувствительного нерва возникает возбуждение, передающееся по центростремительным нервам к слюноотделительному центру, находящемуся в продолгова ...