Виды одарённости
Страница 4

Лидерскую одарённость можно рассматривать как одно из проявлений социальной одарённости, более связанное с активным взаимодействием с другими людьми. Существует множество определений лидерской одарённости, в которых можно выделить общие черты: интеллект выше среднего: умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием, будущего; с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; терпимость и терпение в работе с людьми; энтузиазм; умение ясно выражать свои мысли в устной или письменной форме.

Приведённый перечень характеристик уточняет специфику лидерской одарённости по сравнению с социальной и помогает как в ее выявлении, так и развитии. Выявление и развитие имеет огромное значение для жизни общества во всех аспектах. В политике и промышленности, науке и образовании - везде нужны люди, которые могут вести за собой других, организовывать их взаимодействие, отношение друг к другу и делу и к способам его выполнения.

Этот наиболее «поздний» (в плане признания его специалистами) вид одарённости уже привлёк внимание практиков, которые разработали ряд эффективных тренингов для его развития. В 70-е годы в научной школе Л.И. Уманского был накоплен ценный опыт развития организаторских способностей, который может послужить основой для соответствующих учебных курсов.

Богатый материал, тесно связанный с проблематикой социальной одаренности, накоплен в русле исследований педагогических способностей и труда учителя. Роберт Стернберг, психолог из Йельского университета, обсуждает «практическую одарённость», которая столь редко признается школой, что она рассматривается как одарённость вообще. Будущий менеджер или предприниматель может иметь в школе репутацию весьма среднего ученика без каких-либо замечательных особенностей. Люди, которые с успехом применяют интеллект к окружающей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их таланта. Ключевой особенностью практической одарённости Р. Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание. /15, с.315/

Следует подчеркнуть, что в отечественной психологии проблема практического мышления, практического интеллекта была поставлена еще в работах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. В работе «Ум полководца» Б.М. Теплов выделил свойства практического мышления, особенности условий практической деятельности, представляющей жесткие требования к выдающимся личностям.

Выделение многих видов одарённости служит важной цели - привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития. /17, с.40/

Разумеется, различия между видами одарённости не могут рассматриваться без учета мотивации, сложившейся самооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей.

Определённые таким образом виды одарённости могут восприниматься как совершенно независимые, тогда как в действительности они переплетаются. Так, общая интеллектуальная одарённость, как правило, входит составной частью и в лидерские способности и в творческие.

Страницы: 1 2 3 4 


Результаты исследования
В исследовании принимало участие 20 человек- учащиеся в возрасте 13 и 15 лет шк № Участники были разбиты на две группы- в первую группу входили подростки 13 лет во второю – 15 лет. Целью исследования являлось определение уровня эмоционального развития учащихся разных возрастных групп, их сравнение, а также определение степени тревожно ...

Возможности определения одарённости
В современных психологических концепциях одарённость рассматривается как целостная система множества различных по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности. Такое определение одарённости требует комплексного подхода. Этот подход предполагает использование целостной системы качественных и количественных данных о развитии когнит ...

Память и внимание и их роль в познавательных процессах
Из предыдущего изложения понятно, что создание адекватного образа окружающего мира представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором принимают участие познавательные процессы различной сложности. Каждый из этих процессов придает образу свои специфические качества. Процессы восприятия и ощущения дают нам представление о мире к ...