Материалы по психологии » Развитие одаренности в онтогенезе » Возрастные особенности одарённости

Возрастные особенности одарённости
Страница 2

Развитие активности и саморегуляции проходит ряд стадий. У младших школьников познавательная активность чаще всего проявляется в повышенной любознательности, значение которой для развития способностей чрезвычайно велико. Учеников средних классов отличает высокая общая энергия, готовность участвовать в самых различных видах деятельности, способность внезапно увлечься каким-либо делом. Они могут одновременно принимать участие в нескольких кружках или акциях. Такое разнообразие занятий позволяет полнее раскрыться их способностям. Старшеклассники более избирательны и самостоятельны в выборе занятий. Они отдают предпочтение тем или иным учебным предметам и при подготовке к урокам уделяют им больше времени и сил. В этом возрасте возникают предпосылки для формирования склонностей и способностей. Таким образом, общие предпосылки способностей имеют возрастную специфику, которая придает своеобразие детской одарённости. Но, помимо возрастных особенностей, существуют и индивидуальные различия в активности и саморегуляции, обуславливающие на любом возрастном фоне индивидуальные варианты развития способностей. С существованием этих различий и связаны случаи проявления детской одарённости.

В свете всего сказанного представляется, что обозначения необыкновенных проявлений детей, их особых умственных возможностей, правильно было бы употреблять термин «возрастная одарённость». Он показывает, что признаки одарённости ребенка могут возникать из возможностей детства. Употребляя термин «возрастная одаренность», мы привлекаем внимание к тому, что характеризуем именно ребенка с определёнными возрастными чертами, которые не всегда предопределяют его будущие особенности.

Таким образом, подход к признакам детской одарённости требует различия двух аспектов: собственно возрастного и собственно индивидуального. Для этого надо, прежде всего, знать об особых возможностях периодов детства - это фон и предпосылка для проявлений индивидуальной одаренности. Только опираясь на сведения о возрастной одаренности и, о разных вариантах, типах хода возрастного развития, можно более обосновано подойти к оценке индивидуальности ребенка.

Страницы: 1 2 


Психологические проблемы, возникающие в процессе трудовой деятельности
Практическая задача - воспитание профессионалов и оказание им помощи в достижении вершин профессионального мастерства стоит перед человечеством на протяжении всей его истории. Каждая историческая эпоха уже имела унаследованные от прошлых поколений и предлагала свои способы подготовки профессионалов - мастеров своего дела. Проблемы форм ...

Методы оценки, сущность и значение деловых и личных качеств руководителя. Характеристика оценки деловых и личных качеств руководителя
Принципиальная схема структуры управления Поддержание компетентности Управление внешней средой Руководство деятельностью - людьми - кадровая политика - работа руководителя Управление своей работой Управление группами Управление организацией Управление собою Управление групп ...

Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики
В отличие от неорганической природы живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существования вируса, кончая человеком, - это смена усложняющихся форм взаимодействия. Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определен ...