Материалы по психологии » Методология юридической психологии » Психологические методы изучения личности в юридической деятельности

Психологические методы изучения личности в юридической деятельности
Страница 1

Изучение личности всегда должно проводиться практическими работниками и не может быть выполнено без освоения ими специальных методов изучения личности в специфических условиях процессуальной деятельности. В соответствии с этим юридической психологии необходимо разрабатывать методы изучения личности, анализа и синтеза собранных о личности фактов.

Личность человека всегда есть определенная структура свойств, качеств, наследственных и приобретенных, сложившихся в результате условий воспитания, деятельности, собственного опыта. В личности всегда сочетаются индивидуальные свойства и совокупность социальных ролей, что и делает се в конечном итоге субъектом труда, познания и общения.

В практической деятельности при изучении конкретной личности можно выделить несколько подструктур, которые обязательно должны учитываться работником юридического труда.

1. Биологически обусловленные качества личности. Наиболее полно они выражаются в темпераменте - психологическом проявлении свойств нервной системы. С учетом этого надо постоянно изучать свойства нервной системы по возбуждению и торможению, развитие, длительность этих процессов, их смену. Биологически обусловленные качества личности проявляются также в некоторых потребностях, особенностях психических процессов и состояний.

Социально обусловленные качества личности. Они выражаются в его отношении к обществу (мировоззрение, убеждения, стремления), в системе общения и потребностей. Поэтому при изучении социальной подструктуры осуществляется сбор сведений и оценка общения и потребностей данной личности, а также структура социальных ролей личности: степень их влияния на психические качества личности, полнота и правильность понимания социальной роли, взаимосвязи между различными социальными ролями, отношение к ее выполнению, длительность осуществления, подготовленность для выполнения социальной роли и т.д.

Подструктура приобретенных знаний и опыта. Каждая личность отличается суммой, направленностью полученных знаний, приобретенным жизненным и профессиональным опытом. В связи с особенностью условий жизни, профессии вырабатываются специфические навыки и привычки. Данная подструктура личности всегда должна быть изучена, так как очень часто именно эта совокупность сведений о личности приобретает самостоятельное доказательственное значение при предварительном расследовании дела и рассмотрении его в суде, что требует процессуального закрепления полученных сведений.

Интеллектуальные и психологические особенности изучаемой личности. Эта подструктура складывается из присущих каждому человеку особенностей психических процессов: ощущений, восприятия, памяти, мышления. Интересы, знания определяют уровень интеллектуального развития, культуру, широту взглядов и т.д. Различными являются качества ума, их направленность, тренированность. Важным в данной подструктуре является выявление волевых, организаторских качеств личности, всех иных характерологических особенностей.

Изучение личности во всех случаях должно осуществляться по четкому, заранее разработанному плану. Он должен предусматривать основную цель изучения, вопросы, подлежащие изучению, конкретные пути, методы изучения данной личности, пути проверки полученных результатов. Для изучения личности должны быть использованы все возможности, которые имеются налицо в каждом случае, все методы. Планирование предполагает подготовку всех следственных и судебных действий таким образом, чтобы они давали возможность наиболее полно собрать все сведения об изучаемой личности, перепроверять имеющиеся сведения.

Страницы: 1 2 3 4


Теоретический анализ возраста и возрастных аспектов. Возрастные категории
Возрастные категории остаются многозначными и в современной науке. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основывается на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в ходе к ...

Первобытное мышление
Исследование первобытного мышления представляет большие трудности, так как применение экспериментов здесь вряд ли возможно. Важным показателем формирования и развития первобытного мышления являются средства труда древнего человека, дошедшие до нашего времени. Движение человеческого разума начинается с первого достижения человека – созда ...

Милицейский класс
Как мы видим в милицейском классе в апреле 2005 г. наибольшей выраженности достигали показатели спонтанности, агрессивности, сензитивности и эмотивности. В соответствии с ключом этой методики, высокие показатели по этим шкалам соответствуют стремлению к лидированию, развитию эгоцентризма и склонности к агрессивной манере самоутверждени ...