Материалы по психологии » Методология юридической психологии » Психологические методы изучения личности в юридической деятельности

Психологические методы изучения личности в юридической деятельности
Страница 2

Действенность результатов применения психологических методов изучения личности, степень возможности их использования зависят от полноты фиксации следственного или судебного действия, где применялись определенные психологические методы изучения личности. Отсюда применение методов психологического изучения личности тесно связано с проблемой расширения методов фиксации результатов процессуальных действий. Как и во многих случаях, здесь приходится сталкиваться с прямой зависимостью развития психологических методов от процессуальных форм и условий деятельности.

В практической деятельности для изучения личности применяется ряд тех же методов, что и для научного познания. В частности, это беседа, наблюдение, эксперимент, метод анализа результатов деятельности, метод обобщения независимых характеристик, метод экспертных оценок и т.д. Однако наиболее результативны на практике все же психологические тесты. В специальной литературе иногда выделяют отдельный метод тестов, применяемый для установления наличия и отсутствия уже известных психологических особенностей у тех или иных изучаемых лиц, или указывают, что тесты являются методами, с помощью которых устанавливают определенные качества конкретной личности, соответствующие или нет уже ранее выделенным нормам и стандартам.

Ряд авторов называет тесты специальным или особым видом экспериментального метода. Иногда тест практикуют как испытательный эксперимент, используемый наряду с лабораторным и естественным экспериментом. В последнем случае это связано с расшифровкой понятия: test (англ.) — испытание, проба. Нет смысла здесь дискутировать, является ли тестовый метод самостоятельным или частью экспериментального. Все методы психологического исследования представляют собой систему, в которой взаимодействуют не только методы теоретического научного познания и методы, применяемые в юридической практике, но и экспериментальные и неэкспериментальные. Экспериментальность метода определяется сущностью и целью исследования, а не его названием.

Мы согласны с мнением М.В. Костицкого о том, что в практических целях — предварительного расследования, судебного разбирательства, профилактики правонарушений - сведущим в психологии лицом безусловно может применяться определенный ряд тестовых методов. Например, с целью исследования познавательной сферы, в частности восприятия, может использоваться метод объяснения сюжетных картин, состоящий в предъявлении изучаемому лицу сюжетных картинок: веселых, печальных, с более или менее сложным сюжетом. При этом учитывается активность и желание испытуемого рассматривать картинку, время, затраченное им на это. Кроме показателей, характеризующих восприятие, применением этого метода можно получить данные об особенностях интеллектуальной и эмоциональной сфер (умение выделить существенное, сообразительность и т. д.).

Для исследования познавательной сферы применим и метод заучивания десяти слов, предложенный А.Р. Лурия. Испытуемому называют десять слов и предлагают сразу же повторить их в любом порядке. Опыт повторяется пять раз, спустя час - еще раз. Кривая запоминания может указывать на ослабление активного внимания, выраженную утомляемость, повторение одной и той же ошибки, произнесение лишних слов, что может свидетельствовать о вялотекущих органических патологиях мозга. Данный метод предусматривает и использование набора карточек, на каждой из которых нарисовано по четыре предмета. Экспериментатор предлагает испытуемому определить какие из трех предметов имеют сходство и могут быть объединены одним названием, а какой (четвертый) к ним не подходит. Так называемый метод Бурдона применим в основном к несовершеннолетним, а также к лицам с низким культурным развитием. С его помощью определяется способность к синтезу, умение строить обобщения, отчасти работоспособность и устойчивость внимания.

Страницы: 1 2 3 4


А.Н. Леонтьев о трансформации деятельности
· деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. В данном случае говорят об укрупнении единиц деятельности . Например, при обучении управлению автомобилем первоначально каждая операция (например, переключение передач) формируется как действие, подчинен ...

Торможение патологических речедвигательных стереотипов
Необходимость проведения коррекционной работы в этом направлении можно обосновать физиологическими данными, свидетельствующими о том, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток аномальных кинестетических импульсаций с мышц, вовлеченных в судорожную активность. В результате этого пр ...

Эмпирическое исследование развития рефлексии в младшем школьном возрасте. Планирование и организация исследования
Задачей практической части нашего исследования является изучение развития рефлексии в младшем школьном возрасте. Исследование проводилось на базе Тотемской средней школы № 3 (начальные классы). В исследовании участвовали учащиеся первого класса в возрасте от 7 до 8 лет. Количество детей – 18 человек. Из них 7 девочек и 11 мальчиков. Э ...