Заключение
Страница 1

Определение методологических оснований и концептуальных положений развивающегося профессионального образования позволило сформулировать следующие выводы:

· личностное и профессиональное развитие обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах профессионально-образовательного процесса. Данное положение предполагает субъективную активность обучаемого, который сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания. Их различие обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий образования;

· развивающий характер профессиональной деятельности определяется ее личностным смыслом, который преобразует деятельность в доминантную. Смена доминантных видов деятельности порождает профессионально обусловленные кризисы, стабилизация доминантной деятельности – к стагнации профессионального развития.

· критериями эффективной организации профессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторинга профессионального становления личности;

· социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами профессионального развития обучаемых, становления авторских учебных дисциплин и индивидуального стиля деятельности;

· ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в госстандартах образования, и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебно-профессиональных видах труда. Стандарт образования – не цель, а средство, определяющее направление и границы использования содержания образования как основы профессионального развития личности на разных ступенях обучения;

· залогом полноценной организации профессионального образовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучаемых. Обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся. Принципиально важным является положение о том, что личностно ориентированное образование создает условия для полноценного соразвития всех субъектов образовательного процесса.

В заключение подчеркнем, что личностно развивающее профессиональное образование – это образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности.

Самосовершенствование, самообразование, саморазвитие, самоактуализация, самоопределение – вот неполный перечень проявлений субъекта деятельности в развивающемся профессионально образовательном пространстве человека.

[1] Машин В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте (на материале деятельности операторов АЭС): Дис. … канд. психол. наук. - М., 1991. - 178 с.

[2] Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С.45-48.

[3] Щотка О.П. Концептуальнi засади дослiдження професiйного становлення фахiвця з управлiння //Теоретико-методологические проблемы совершенствования психологической подготовки менеджеров: Сборник научных трудов . - Приложение № 3 к научному журналу "Персонал" №1 (55), Киев.- 2000. - С. 63-65.

Страницы: 1 2


А.В. Петровский Теория личности с позиций категориального анализа психологии[69]
При анализе категориального строя психологической науки, как следует из изложенного выше, выделяется шесть базисных категорий, каждая из которых характеризует одну из сторон предмета психологии: индивид, образ, действие, мотив, психосоциальное отношение, переживание. Категориальный анализ позволяет увидеть за эмпирико-теоретическими пос ...

Стереотипы организационного поведения
Расширение сфер делового межкультурного взаимодействия предусматривает разработку технологий формирования навыков организационного поведения, ориентированных на интеграцию норм деловой этики различных культур. Решение этой задачи предполагает анализ социально-психологических, культурных и этнических стереотипов организационного поведени ...

Научные аргументы в пользу существования биоэнергоструктур человека.
Анализ многочисленных биофизических исследований показывает существование в пространстве вокруг тела человека электрических зарядов, ионизации, силовых линий различных полей и собственных излучений во всём диапазоне электромагнитных частот [2]. Изучением биологических полей заняты сегодня исследователи различных специальностей - медики ...