Материалы по психологии » Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей » Пути совершенствования социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей

Пути совершенствования социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей
Страница 1

Сложная ситуация в сфере социальной работы с детьми в разведенных семьях— свидетельство неэффективности тра­диционных ее форм и методов, применяемых в России в целом и в Республике Мордовия, в частности. Требуется разработка инновационных подходов и технологий к ее организации.

Понятие «социальная инновация» трактуют как «сознатель­но организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе раз­вития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преоб­разования в социальной сфере». Следовательно, ин­новационные социальные технологии — это «методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и ма­териализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сфе­рах социальной жизни, к рациональному использованию мате­риальных и других ресурсов в обществе».

Добиться максимума от профилактических и компенсаци­онных мер можно, устранив все факторы негативного влияния развода на ребенка как внутри семьи, так и со стороны окру­жения. Поэтому объектами социальной работы должны быть семьи в предразводной ситуации; семьи на этапе бракоразвод­ного процесса, семьи, которые при помощи специалистов соци­альных служб сохранены; семьи в постразводный период; со­циальное окружение семьи и детей, столкнувшихся с пробле­мой развода.

Прежде всего, актуально создание государственно-обществен­ной системы профилактики разводов. Но, организуя профилак­тическую работу, следует разделять, о каком разводе идет речь в каждом конкретном случае: об опрометчивом, вызванном не­умением или нежеланием найти иной выход из кризиса, или об оправданном, социально одобряемом, являющемся оптимальным способом решения разногласий супругов. Более того, вновь под­черкнем, что развод в ряде ситуаций имеет много плюсов и может быть расценен как благо. Необходим акцент на профилак­тике именно неоправданных супружеских разрывов.

В первую очередь требуется перенос акцента в работе всех социальных институтов с борьбы с последствиями разводов на искоренение причин. Выдвигая в качестве цели стабилизацию семьи, нами имеется в виду необходимость создания условий, способствующих действительному, а не формальному укрепле­нию брака. Прежде всего необходимо исключить использование различных санкций или запретительных мер. Во-первых, это противоречит демократическим основам общества. Во-вторых, в современных условиях они не только не будут способствовать исправлению ситуации, но могут породить скрытые проблемы, последствия которых трудно предугадать. В-третьих, они не отвечают потребностям общества, заинтересованного в сохра­нении семей, благодаря внутренним, а не внешним силам. Оче­видно, часть браков, главным образом нежизнеспособных, будет расторгаться и в будущем. Вопрос состоит в сохранении жизне­способных, тем более, что исследование показало, что отноше­ние многих супругов к семейному кризису в постразводный пе­риод изменяется.

Система профилактики неоправданных разводов должна включать в себя: а) меры, предупреждающие негативные тен­денции в сфере устойчивости семьи; б) меры, нейтрализую­щие влияние «факторов риска» на стабильность семейных отношений; в) меры, устраняющие подобные отрицательные воздействия; г) контроль за проведенной превентивной рабо­той и ее результатами.

Качественной социальная работа с детьми разведенных не может быть без квалифицированных специалистов. Нужны федеральные программы подготовки, переподготовки, повы­шения квалификации специалистов в области социальной работы с ними, с чем согласны 51,7% экспертов и 69,2% рес­пондентов.

Для развития социальной работы с детьми из разведенных семей по месту жительства необходимо создание более или менее благоприятных условий, а именно привлечение и гра­мотное использование необходимых финансовых, организаци­онных, управленческих, методических, технологических, кад­ровых ресурсов. Для этого прежде всего требуется увеличение объема средств, выделяемых на социальные нужды из мест­ного бюджета, их распределение и перераспределение между ведомствами, государственными и общественными организа­циями, контроль за их использованием на уровне отдельной семьи; совершенствование процесса управления социальной работой на местном уровне, контроль за ее осуществлением на уровне отдельной семьи; усиление кадрового потенциала со­циальных служб путем организации курсов повышения ква­лификации, обучающих семинаров для их работников и т. д.

Страницы: 1 2 3


Социально психологический подход к малым группам
В изучении социальных групп существуют два основных подхода — социологический и социально-психологический. При социологическом основное внимание уделяется выявлению объективного критерия различения групп. Таким критерием считается определенное место, которое занимает группа в системе общественных отношений. Социально-психологический по ...

"Дифференцирующие" стереотипы
Отношение к стереотипам старости зафиксировало и позиции, отмеченные наибольшими расхождениями – по ним велико количество неопределенных оценок или они имеют относительно равное соотношение положительно и отрицательно воспринимающих их респондентов. Это утверждения о снижении с возрастом запросов и потребностей, об утрате деловых качест ...

Сущность содержания образования и его компоненты. Понятие содержания образования
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития. Оно представляет собой особый «разрез» образования, не затрагивающий технологию. Традиционная педагогика ориентирована на реализацию преимущественно образовательных функций школы. Содержание образования определяется ...