Пути совершенствования социальной работы с детьми в семьях разведенных
родителейСтраница 2
Во-первых, на протяжении веков и в теории, и в самой жизни совершается разрушение учреждений и обычаев взаимной помощи, тем не менее наше общество продолжает жить при помощи этих учреждений и обычаев. Во-вторых, говоря об особенностях менталитета россиян, следует отметить «стихийный коллективизм» — тяготение к вхождению в определенную группу или обширную структуру, боязнь действовать в одиночку на свой страх и риск. В какой-то степени это порождение общинных традиций, но в еще большей степени — наследие традиционного для России отсутствия правовых гарантий. Человек в этих условиях всегда стремится получить устойчивую поддержку какой-то сильной группы или структуры. В-третьих, самопомощь может быть первым шагом: человек сталкивается с какими-то проблемами и пытается их решить. Но человек — существо социальное, он по природе своей стремится к взаимодействию, к взаимопомощи. В-четвертых, перспективность и значимость групп само- и взаимопомощи обусловлены тем, что только сами разведенные супруги и их дети могут наиболее точно сформулировать свои потребности, выяснить, что именно и как следует делать, чтобы удовлетворить их и определить, какие ресурсы следует для этого достичь. В-пятых, большими плюсами подобных групп являются: их более гибкая структура по сравнению с социальными службами; простота и доступность; вероятность зарождения в них более совершенной техники помощи, воздействия на социальное окружение разведенных семей; коллективизм, взаимность; возможность оперативной помощи.
Новая российская модель государственно-общественной помощи детям из семей разведенных родителей может опираться на:
1) концептуальное обоснование системы помощи на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне отдельной семьи и ее членов; постановку стратегических целей и задач социальной работы, определение эффективных в настоящем и перспективных ее направлений и методов;
2) научно-исследовательское, нормативно-правовое, программное, финансовое, кадровое, управленческое, информационное обеспечение; выработку стандартов социальной работы с данной категорией и критериев ее эффективности;
3) совершенствование процесса управления межсекторной и межуровневой социальной работой, повышение межведомственного сотрудничества, разграничение обязательств и функций государственных и негосударственных институтов социальной поддержки;
4) децентрализацию социальной работы, т. е. перенос основного объема мероприятий на муниципальный уровень, по месту жительства респондентов;
5) приоритет превентивной практики, создание государственно-общественной системы профилактики разводов и их деструктивных последствий; преобладание охранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения;
6) профессионализацию воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности; подготовку, переподготовку, повышение квалификации специальных кадров судей, социальных работников, педагогов, психологов, медицинских работников, специализирующихся на работе по профилактике разводов и их негативных последствий, по коррекции поведения супругов и их детей на всех его стадиях и в постразводный период, по оздоровлению их социального окружения, а также условий семейного и общественного воспитания;
7)содействие развитию сети социальных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических служб, призванных оказывать помощь семье через совершенствование работы и расширение функций уже существующих, а также через создание специализированных служб помощи данной категории;
8) качественное разнообразие оказываемых видов социальных услуг;
9)использование исторического отечественного опыта подобной работы; обмен современными методиками и формами помощи между регионами страны;
10)адаптацию зарубежных форм работы с учетом политических, социально-экономических, социокультурных, национальных, конфессиональных и других особенностей России в целом и регионов, в частности;
Практическая часть. Экспериментальное исследование. Методики исследования.
Для выявления дистантных взаимодействий были использованы следующие методы:
Метод эксперимента.
Эксперимент проводится в специально созданных условиях, где обеспечивается проявление изучаемого взаимодействия. При его проведении составлялся план и цели проведения соответствующего эксперимента, возможные участники (индуктор – перципиент ...
Психологическая
зависимость. Причины возникновения психической зависимости
В современной западной психологической литературе термин «психологическая зависимость» используется в единственном смысле: зависимость от наркотиков (опьяняющих веществ). Тем не менее, у такого явления есть корни в нормальной психической деятельности человека, и в этом случае опьяняющее средство может выступать как заместитель недостающ ...
Физиологическая адаптация школьников
Очень отчетливо в первые недели, месяцы привыкания к школе может измениться поведение детей. У одних заметно чрезмерное возбуждение, и даже агрессивность; у других, наоборот, заторможенность и унылость. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адапт ...