Произносительная сторона речи

Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи или звуковая ее культура. Основными компонентами произносительной речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Остановимся на каждом из них.

1) ИНТОНАЦИЯ

Под интонацией понимается совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи.

Интонация включает ритм, темп, тембр и методику речи.

Мелодика речи – это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Ритм речи – это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Темп – это скорость произношения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы – остановки в потоке речи.

2) СИСТЕМА ФОНЕМ

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая различать одно слово от другого (дом, ком, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикулярных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата: энергетический (дыхательный) – легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) – гортань; резонаторный (звукообразующий) – полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече - и голосообразования, т.е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок – его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию – усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат

(губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые складки. Если они не напряжены, раздуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют и голос не образуется, а если складки наряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяют небо, передняя часть которого – твердое небо, а задняя часть – мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, т.к. она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.

Самыми активными подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.


Научные аргументы в пользу существования биоэнергоструктур человека.
Анализ многочисленных биофизических исследований показывает существование в пространстве вокруг тела человека электрических зарядов, ионизации, силовых линий различных полей и собственных излучений во всём диапазоне электромагнитных частот [2]. Изучением биологических полей заняты сегодня исследователи различных специальностей - медики ...

Анализ и интерпретация результатов психодиагностического исследования. Анализ результатов исследования
В исследовании участвовали 2 группы респондентов. В первой группе опрашиваемые занимающиеся баскетболом (n==30), эта группа является контрольной (КГ), во второй спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта (n=30), эта группа является экспериментальной (ЭГ). Выборка составила 60 человек. Исследовались респонденты в возрасте от 18 ...

Иерархия потребностей
Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как "болезни лишенности", то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей, так же как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь. Примерами фундаментальных потребностей могут служить физиолог ...