Материалы по психологии » Проблема адаптации учащихся при поступлении в школу » Гигиенические критерии адаптации детей к школе и факторы, ее определяющие

Гигиенические критерии адаптации детей к школе и факторы, ее определяющие
Страница 1

В охране психического здоровья детей и подростков важная роль принадлежит адаптации к новым условиям среды. В возрастном развитии ребенок должен пройти ряд этапов социального существования, ряд ступеней социализации (детские ясли, детский сад, начальная школа, средняя школа и др.), в каждом из которых множество факторов, предъявляющих новые и нелегкие требования к организму.

Сопоставление адаптационных возможностей организма с предъявляемыми к нему требованиями на каждом этапе онтогенеза выявляет свои физиологические зоны риска, которые необходимо учитывать при проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, в том числе и психического.

Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них - эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на 1-м году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов, к которым организм приспосабливается, мобилизуя для этого систему адаптационных реакций. Иногда так называют любые реакции организма, но для отнесения их к истинно адаптационным необходимы три условия:

1. Внешние воздействия являются для организма необычными, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма в данный момент.

2. Ответная перестройка организма происходит в результате более или менее длительного или многократного воздействия, оставляющего след в тех физиологических системах, которые играют главную роль в осуществлении реакции на данное воздействие.

3. Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна.

Исходя из этого и следует рассматривать изменения, наступающие в организме детей при поступлении в школу, и оценивать степень и темпы адаптации.

При этом с позиций охраны психического здоровья детей адаптацию к школе можно рассматривать в двух планах: как социальную (поведенческую) и как физиологическую. Они неразрывно связаны между собой, в чем-то пересекаясь, чем-то дополняя друг друга. Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает легко и безболезненно.

В период адаптации к школе у детей часто отмечается снижение темпов нарастания массы тела, как и при адаптации к любому длительно действующему фактору среды, и это связано с усиленным распадом белка, со снижением его синтеза.

Процесс адаптации к школе, как и к любому новому фактору, чаще всего проходит несколько фаз, С.М. Громбах называет следующие стадии (фазы) адаптации:

1. Генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие вовлекаются многие системы организма;

2. Сужение, экономизация реакций;

3. Переход на новый адекватный способ функционирования, т.е. собственно адаптация.

Три фазы приспособления: ориентировочная, неустойчивая, относительно устойчивая отмечены А.Г. Хрипковой и М.В. Антроповой.

Длительность периода адаптации к школе для каждого ребенка при разных условиях, естественно, неодинакова, поэтому называемые исследователями сроки наступления адаптации к школе не совпадают.

По данным Ц. Страшимировой, поведение большинства детей, измененное поначалу, нормализуется через несколько дней после начала учебного года, и лишь у некоторых из них это происходит дольше, в течение месяца.

Большинство авторов считают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6-й неделе обучения (Антропова М.В., Безруких М.М., Жукова Н.П., Лосева О.А., Ефимова С. П), на 12-й неделе (Линдишене Д., Гринене Э.) в конце 3-й четверти (Солнцев А.А.).

Страницы: 1 2


Биография И.П. Павлова
Академик Иван Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии, родился 27 сентября 1849 г. в г.Рязани. В 1875 г. с отличием окончил Санкт-Петербургский университет, а в 1879 г. – Медико-хирургическую академию. Стажировался в Германии у крупных физиологов Р. Гейденгайна и К. Людвига. В ...

Сравнительный анализ и содержательное обобщение различных концептуальных взглядов с точки зрения разных периодизаций психического развития на период, к которому относится испытуемая
Ангелина Мунтян 5 лет 11 месяцев. Методика: «Классификация геометрических фигур».[8] ЦЕЛЬ: изучение процессов абстрагирования, анализа и обобщения невербальных стимулов и умение найти основание для классификации геометрических фигур и обобщающего слова для сформированных групп фигур.[9] На выполнение задания испытуемая активно согла ...

Опишите методы устранения у учащихся психологических барьеров, затрудняющих их обучение и воспитание.
Для преодоления различных трудностей в воспитании и обучении существует масса методов, так, например, в процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств челове ...