Материалы по психологии » Проблема адаптации учащихся при поступлении в школу » Гигиенические критерии адаптации детей к школе и факторы, ее определяющие

Гигиенические критерии адаптации детей к школе и факторы, ее определяющие
Страница 1

В охране психического здоровья детей и подростков важная роль принадлежит адаптации к новым условиям среды. В возрастном развитии ребенок должен пройти ряд этапов социального существования, ряд ступеней социализации (детские ясли, детский сад, начальная школа, средняя школа и др.), в каждом из которых множество факторов, предъявляющих новые и нелегкие требования к организму.

Сопоставление адаптационных возможностей организма с предъявляемыми к нему требованиями на каждом этапе онтогенеза выявляет свои физиологические зоны риска, которые необходимо учитывать при проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, в том числе и психического.

Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них - эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на 1-м году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов, к которым организм приспосабливается, мобилизуя для этого систему адаптационных реакций. Иногда так называют любые реакции организма, но для отнесения их к истинно адаптационным необходимы три условия:

1. Внешние воздействия являются для организма необычными, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма в данный момент.

2. Ответная перестройка организма происходит в результате более или менее длительного или многократного воздействия, оставляющего след в тех физиологических системах, которые играют главную роль в осуществлении реакции на данное воздействие.

3. Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна.

Исходя из этого и следует рассматривать изменения, наступающие в организме детей при поступлении в школу, и оценивать степень и темпы адаптации.

При этом с позиций охраны психического здоровья детей адаптацию к школе можно рассматривать в двух планах: как социальную (поведенческую) и как физиологическую. Они неразрывно связаны между собой, в чем-то пересекаясь, чем-то дополняя друг друга. Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает легко и безболезненно.

В период адаптации к школе у детей часто отмечается снижение темпов нарастания массы тела, как и при адаптации к любому длительно действующему фактору среды, и это связано с усиленным распадом белка, со снижением его синтеза.

Процесс адаптации к школе, как и к любому новому фактору, чаще всего проходит несколько фаз, С.М. Громбах называет следующие стадии (фазы) адаптации:

1. Генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие вовлекаются многие системы организма;

2. Сужение, экономизация реакций;

3. Переход на новый адекватный способ функционирования, т.е. собственно адаптация.

Три фазы приспособления: ориентировочная, неустойчивая, относительно устойчивая отмечены А.Г. Хрипковой и М.В. Антроповой.

Длительность периода адаптации к школе для каждого ребенка при разных условиях, естественно, неодинакова, поэтому называемые исследователями сроки наступления адаптации к школе не совпадают.

По данным Ц. Страшимировой, поведение большинства детей, измененное поначалу, нормализуется через несколько дней после начала учебного года, и лишь у некоторых из них это происходит дольше, в течение месяца.

Большинство авторов считают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6-й неделе обучения (Антропова М.В., Безруких М.М., Жукова Н.П., Лосева О.А., Ефимова С. П), на 12-й неделе (Линдишене Д., Гринене Э.) в конце 3-й четверти (Солнцев А.А.).

Страницы: 1 2


Обучение как способ организации педагогического процесса
Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия. Будучи сложн ...

А.Н. Леонтьев о личности
· личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается; · личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество , хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его при ...

Физиологические основы процессов взросления. Понятие подросткового возраста
Подростковый возраст – время изменений и в жизни и в организме человека. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это фаза-период онто ...