Влияние распределения ролей в семье на поведение супругов
Страница 1

В культуре семейные роли укоренились весьма глубоко, и поэтому каждое вступление в брак заставляет участников вновь образованного союза примерять на себя роли мужа - жены, вступать вольно-невольно в ролевое общение.

По данным психологических исследований именно не соответствие ролевых ожиданий чаще всего оказывается причиной неуспеха супружества.

В зависимости от индивидуальных особенностей каждого, исполнение семейных ролей может существенно отличаться от подобающего образца.

Все эти представления глубоко индивидуальны, и нет ничего странного в том, что у разных людей они могут не совпадать. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного, по-разному представлять себе свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья, тем больше в ней возникает опасных для нее самой ситуаций.

Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо является малосовместимой и конфликтной. Ведь поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное и желаемое, а поведение другого партнера, не отвечающего этим представлениям, - как неверное, неумное и даже злонамеренное [15; 109].

Однако сценарий ролевой игры супругов на первой и последующей стадии семейного цикла как бы предопределен режиссером – культурой, жизнью. В. Бондаровская отмечает: «Стиль исполнения ролей может видоизменяться актерами супружеской драмы, но не бесконечно, а в пределах пьесы, давно написанной предшествующими семейными поколениями. Интернализация собственных ролей и ролей другого супруга, степень идентификации каждого из супругов с этими ролями является важной характеристикой ролевого поведения личности и супружеской пары» [5, с.112].

Степень принятия своих ролей – это индикатор не только эффективности их усвоения, но и показатель успеха ролевого поведения индивида.

Первое условие осуществления ролевых игр в семье – четко усвоить свою роль. Но это условие непременно включает в себя и учет реакции других людей на собственное поведение. А это в свою очередь активизирует механизм ролевого общения и взаимодействия по тем правилам, которые описываются в теории ролей. Исполнение ролей предполагает принятие ролей другого, т.е. у каждого участника есть образ другого, представление о его ролях. При непосредственном общении включается механизм межличностного восприятия, индивидуального определения семейных ситуаций взаимодействия, и тут важно совпадение представлений супругов о выполняемых ими ролях. Чем больше зона совпадения, тем больше «поле» согласованного в этом смысле взаимодействия, тем больше взаимопонимания и совместимости [24, с.60].

В настоящее время изменение стереотипов полоролевых функций мужа и жены в современной семье связанное с ее социально-экономическими изменениями, не могло не привести к серьезной перестройке самосознания женщины. Теперь у женщины появились возможности для самоутверждения себя как личности и вне семьи. Эти обстоятельства повлияли и на соответствующее изменение статуса мужчины в семье – его роль перестала быть заведомо главенствующей благополучия.

Страницы: 1 2 3 4


Постразводная ситуация Причины роста разводов. Последствия развода для бывших супругов
Окончание супружеских отношений – это не просто изменение семейного статуса человека, оно влечет за собой изменение всего уклада жизни – экономического, социального, сексуального. Оно отражается даже на таких его повседневных привычках как сон и прием пищи, а юридическая казуистика, сопровождающая раздел имущества и прочие процедуры, св ...

Экспериментальное исследование влияние тренинга на уровень коммуникативной компетентности студентов – психологов. Цель, тип коммуникативной компетентности и задачи исследования
Целью исследования является: выявить роль тренинга в развитии коммуникативной компетентности студентов-психологов. Предмет: социально-психологический тренинг, как средство обучения коммуникативной компетентности. Объект: коммуникативная компетентность студентов – психологов. Гипотеза: предположим, что социально-психологический тренин ...

Физиологические механизмы стресса
Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др. В настоящее время ни у кого не вызывает сомн ...