Влияние распределения ролей в семье на поведение
супруговСтраница 2
Содержание понятия семейного главенства связывается с осуществлением управляющих (распорядительных) функций: общим руководством семейными делами, принятием ответственных решений, касающихся семьи в целом, регулированием внутрисемейных отношений, выбором метода воспитания детей, распределением бюджета семьи и т.д.
При этом встречаются два типа главенства: патриархальное (главой семьи обязательно является муж) и эгалитарное (в семье руководство осуществляется совместно).
Изучение этого вопроса Н.Ф. Федотовой выявило, что мужское главенство отметило 27,5% мужчин и 20% женщин, причем число семей, где оба супруга считали главой семьи мужа, составляло лишь 13% от общей выборки. В более половины случаев наблюдалось расхождение во мнении, кто является главой семьи: муж считал таковым себя, а жена – себя, что нередко создавало конфликтую ситуацию [38, с.90].
Среди вступающих в брак отдают главенство в семье мужу 18% женихов и (% невест. Среди мужчин патриархальных взглядов в основном около 40% придерживаются выходцы из сельской местности и имеющие среднее образование [14, с.100].
При сопоставлении данных исследований, проведенных в нашей стране за последнее десятилетие, отчетливо просматривается следующая динамика: чем старше возраст опрашиваемых, тем чаще встречается мнение, что семья должна быть построена по эгалитарному типу.
Эти ответы отражают наметившийся в настоящее время постепенный переход от патриархального типа организации семьи, когда ее главой является только мужчина, к демократическому, в основе которого лежит правовое и экономическое равноправие мужчины и женщины.
Несмотря на эту тенденцию, остается еще много семей, где главенствующая роль, как и прежде, играет муж, хотя во многом это главенство носит формальный характер. Имеются также семьи, где главой является жена. Это объясняется тем, что наметилась тенденция к изменению полового стереотипа. Как отмечает Ю.Е. Алешина, исследования последних лет продемонстрировали, что среди тех учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85%) составляют девушки [2, с.58]. Девочки больше мальчиков занимаются общественной работой, т.е. проявляют дополнительную активность, чаще мальчиков поддерживают контакты с другими людьми (одноклассниками, учителями, организациями, другими людьми), они более ответственны, чем мальчики. Такая ситуация приводит к формированию различия между полами, не соответствующих традиционным.
Подобное нарушение полового стереотипа не случайно и имеет глубокие корни в нашей культуре. Провозглашаемая ориентация на социальное равенство мужчин и женщин приводит к тому, что их готовят к очень сходному жизненному пути6независимо от пола всем необходимо получить образование и работать, семья для женщины выступает лишь как «дополнительная» сфера реализации.
В то же время в нашем обществе очень влиятельными остаются традиционные взгляды на отношения полов как иерархические. Подобная ситуация стимулирует у женщин развитие мускулинных качеств: конкурентности, стремлению к доминированию, сверхактивности.
Гендерные особенности употребления алкоголя подростками
В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Эта тенденция коснулась и психологии, в психологических публикациях все чаще можно встретить такие понятия, как "гендер", "гендерный", "гендерные исследования". Какая реальность стоит за использ ...
Описание результатов исследования.
Описание результатов анкетирования.
Таблица № 1.
Наименование
Экспер.группа
- 11 чел.
Контр.группа
- 19 чел.
В свободное время
предпочитают
Ответы
%
Ответы
%
Смотреть телевизор
8
33,33
10
24,39
Смотреть видео
1
4,17
Встречаться с друз.
5
20,83
12
29,27 ...
Оценка по методу черт
Широкое распространение получила оценка руководителей по методу черт. В ее основе - признание влияния психологических свойств человека на характеристики его деятельности. К числу
методик,
основанных на данном подходе, относится балльная оценка степени выраженности у руководителей некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка ...