Влияние распределения ролей в семье на поведение супругов
Страница 3

Таким образом, полоролевая социализация в ее современном виде приводит к парадоксальным результатам6 мальчиков, как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же напротив – на гиперактивность и доминантность. В то же время, жить им приходится в обществе во многом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты, что в семейной жизни может привести к возникновению конфликтов при распределении ролей в семье.

Принятие решений в семье может быть объективным критерием главенства мужа и жены Т.А. Гурко полагает, что в настоящее время практически во всех сферах семейной жизни жена чаще чем муж принимает решения, однако, было выяснено, что принадлежность решающего голоса мужу или жене зависит от типа семьи. В эгалитарных семьях чаще решения принимаются мужем и женой совместно, независимо от сферы жизнедеятельности. В традиционных семьях это касается только досуга. В финансовой и хозяйственной сферах чаще всего решение принимает жена [14,c.105].

В тех случаях, когда жена приписывает себе главенство, она оценивает качества мужа намного ниже, чем при других типах главенства и, естественно ниже, чем свои качества. Это снижение оценок наблюдается по всем личностным качествам, но особенно отчетливо оно выражено в оценках волевых и интеллектуальных свойств личности мужа, а также качеств, характеризующих его отношение к производственному и домашнему труду. Жена как бы вынуждена взять на себя главенство, не потому что хочет и подходит для этой роли, а потому, что с этими обязанностями не справляется муж. Мужчины признают главенство жены потому, что видят у нее те качества, которые присущи мужчине.

Материальное обеспечение семьи при всех типах главенства признается ведущей ролью мужа, но только в том случае, когда расхождение между заработком мужа и жены большое.

Однако возложение на мужа роли добытчика приводит ко многим негативным явлениям. Например, выбор высокооплачиваемой работы может не совпадать с профессиональными интересами мужчины: очень часто такая работа ему не нравится.

Профессиональный труд мужей и нужды профессиональной жизни, стремление к неограниченным профессиональным обязанностям, высокая психическая и физическая нагрузка на работе – ограничивают участие мужей и в воспитании детей. Например, в Японии, где понятие мужественности связано с полной самоотдачей на работе, отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням и 19 минут по выходным.

Усиление роли традиционной полоролевой дифференциации наблюдается после рождения первого ребенка. Уход за ним ложится на мать; кроме того, она начинает отвечать за все, что происходит в доме, а потребность в профессиональной деятельности отходит на второй план4 муж же больше ориентирован на события, происходящие вне семьи, его роль более инструментальна.

Немаловажным остается факт, что домашние дела у женщин являются каждодневными (приготовление еды, мытье посуды, уход за ребенком и т.п.), в то время как домашние обязанности мужчин носят эпизодический характер (сделать ремонт, перенести тяжелые вещи) и позволяют им более свободно распоряжаться своим временем.

Страницы: 1 2 3 4


Н. Обозов Симпатии и притяжение[41]
«Известно множество различных интерпретаций того факта, что индивид ищет общество себе подобных»[42]. У человека поиск контактов с другими людьми связан с возникающей потребностью в общении. В отличие от животных потребность в общении, контакте является вполне самостоятельным внутренним стимулом, независимым от других потребностей (в пи ...

Особенности эмоционального развития дошкольника
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах – значимость этих предметов ...

Диагностический инструментарий исследования
Исследование студентов проводилось с помощью следующих методик: 1. Тест - опросник коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) (автор Федоришин Б.А.) 2. Тест коммуникативных умений (Автор: Михельсон Л. Перевод и адаптация Гильбуха Ю. З.) ...