Гендерные особенности употребления алкоголя подростками
Страница 1

В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Эта тенденция коснулась и психологии, в психологических публикациях все чаще можно встретить такие понятия, как "гендер", "гендерный", "гендерные исследования". Какая реальность стоит за использованием этих терминов: дань моде или новые тенденции в развитии отечественной психологии? Все более остро актуализируется задача теоретического осмысления феномена гендерной психологии и разработки соответствующего гендерного подхода в ней.

Гендер - это повседневный мир взаимодействия мужского и женского, воплощенный в практике; это системная характеристика социального порядка, от которой невозможно отказаться, она постоянно воспроизводится и в структурах сознания, и в структурах действия.

Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделение труда, через культуру, а также проблемы гендерной стратификации и неравенства.

В развитии гендерных исследований на Западе условно можно выделить временные границы - 70-е годы - это период появления первых гендерно ориентированных научных работ, связанных с интенсивным развитием на Западе феминистского движения либеральной ориентации. Либеральный феминизм провозглашает равенство полов, которого можно достигнуть посредством реформ. Законодательные акты и политические решения должны учитывать аспект гендерной нейтральности, отражать идею сходства полов. [15, с 188-202]

В 60-70-е годы ХХ века в социальных науках получил широкое распространение полоролевый подход, опиравшийся на структурный функционализм. Суть подхода заключается в том, что половые роли усваиваются в процессе социализации.

Гендерный анализ - важная часть универсального социально-экономического анализа государственной политики, который учитывает социальные и экономические различия между мужчинами и женщинами, обеспечение равнозначных результатов для мужчин и женщин, мальчиков и девочек при проведении и планировании различных мер.

В отечественной научной литературе понятие "гендер" впервые появилось в 1992 году в сборнике статей под названием "Женщины и социальная политика".

По замыслу авторов сборника введение этого термина должно было способствовать решению ряда задач:

формированию новой научной парадигмы анализа социально

культурных различий в жизни мужчин и женщин;

стимулирование проведения научных исследований, направленных на выявление гендерной асимметрии в общественной жизни.

Таким образом, в настоящее время гендерные исследования представлены в двух аспектах: первый аспект предполагает реализацию гендерного подхода как научной теории и исследовательской практики, второй - как образовательной практики

Прежде всего, следует отметить, что с возрастанием употребления алкогольных напитков подростками нарастает риск, что к периоду юности подросток перерастет "традиционную" форму употребления алкогольных напитков.

Мальчики в среднем в 4 раза чаще пробуют спиртное в раннем возрасте, чем девочки. Процесс приобщения к алкоголю у девочек протекает медленнее. Девочки позже в среднем на 2 года, чем мальчики, знакомятся с алкоголем. В подростковом возрасте происходит у девочек наибольшее приобщение к употреблению спиртного в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет). Распространенность употребления алкоголя среди мальчиков больше, чем среди девочек. Но эта разница в настоящее время сокращается. Ведущим мотивом алкоголизации девушек считается регуляция внутреннего состояния, а у мальчиков - конформизм.

Состояние опьянения у подростков отличается первоначально большой индивидуальностью, но у многих отмечается укороченная и нестойкая эйфория, растормаживание влечений. Характерным для подростков является "культивирование" состояния опьянения. Это достигается особой эмоциональной заражаемостью в периоде "ожидания", коллективной взаимоиндукцией во время ритуала принятия спиртного. Очень редко встречается полное отсутствие эмоциональной реакции в состоянии опьянения, когда, по словам подростков,"настроение не меняется, только нарушается походка и мутит в голове." [16, с 50-54]

Со временем расширяется круг возможных поводов к приему алкоголя. Спиртные напитки употребляются "от нечего делать","для поиска уличных приключений", "за компанию", "для храбрости" перед танцами. Первоначальная устойчивость к действию алкоголя подростков не велика (75-100мл. водки) и чем моложе возраст, в котором произошло первое опьянение, тем она меньше.

Страницы: 1 2 3 4


Введение. Актуальность исследования
Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки. В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработ ...

Сравнительная характеристика понятий «личность», «индивид», «индивидуальность»
В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью. У ...

Виды и роль эмоций в жизни человека
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эм ...