Введение
Страница 1

Еще древние мыслители искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков идут горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естественные науки еще не достигли соответствующего уровня развития, психические явления рассматривались в рамках философии, с ее абстрактно – логическим объяснением этих явлений. Богословы рассматривали сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Рассматривая сознание как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное, ничем не объяснимое, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Материалисты искали общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

В те исторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринимались как неделимое целое, и не было опыта выделения составляющих его элементов и их обозначений, весь внутренний мир обозначался общим словом «душа».

По мере накопления опыта наблюдения за фактами душевной жизни и обозначения отдельных феноменов произошло усложнение представлений о душе, утвердился термин «психика». В его понятие входят все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, которое проявляется в непроизвольно возникающих образах и элементах поведения человека; психические образы, потребности, мотивы, воля, эмоции и сама личность человека [12. с.13].

Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. Актуальность и значимость проблемы сознания уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.

Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на ее личные аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и за рубежом.

Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Р.Декарт, Б.Спиноза, И. Кант, Г.Т.Фехнер, В.Вундт, В.Джемс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К.Г.Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, Д.К.Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания.

Цель данной работы определяется как исследование сознания и бессознательного человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

Задачи исследования:

1. Раскрытие вопроса становление сознания как предмет психологии;

2. Разобрать определение сознания с точки зрения различных ученых – психологов;

3. Увидеть сущность психологии сознания и метод ее исследования;

4. Рассмотреть бессознательное в психике человека, а также связь сознания и бессознательного.

Методы исследования. В ходе комплексного изучения проблемы взаимодействия сознания и бессознания были использованы такие методы, как анализ отечественной и зарубежной литературы.

Страницы: 1 2


Практическая часть
Мною было проведено исследование уровня адаптации учащихся 1 "В" класса МОУ СОШ №15 с помощью методики рисунка на тему "Школа". Детям предлагалось нарисовать свою школу, используя цветные карандаши и фломастеры. В исследовании принимали участие 25 человек. В ходе анализа рисунков учитывались количество использованных ...

Принципы и методы выявления одаренных детей
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных де ...

Практические рекомендации по оптимизации учебной деятельности в классах разного профиля.
На основании проведённого анализа литературы и анализа полученных результатов, мы разработали следующие рекомендации, которые помогут создать старшекласснику благоприятные условия для развития, самоактуализации, личностного роста, а, следовательно, помогут сделать учебную деятельность более успешно: · Процесс обучения в профильных клас ...