Влияние стресса на человекаСтраница 1
Стресс негативно влияет на здоровье человека, на ощущение благополучия, на удовлетворенность жизнью. Если в изучении физиологии стресса есть определенные успехи – найдены достаточно надежные физиологические и биохимические индикаторы, детально описана динамика стрессовых изменений, то в исследовании психологических аспектов стресса белых пятен намного больше.
В ретроспективном обследовании 270 амбулаторных психических больных крупнейшего госпиталя Саудовской Аравии было выявлено, что 52,6% считали именно стрессовые события причиной заболевания. Жизненные события играют наибольшую роль в неврозах, формирующую роль в депрессиях, пусковую роль в шизофрении. В Швеции на весьма представительной выборке 6935 мужчин в возрасте 47-55 лет субъективно воспринимаемый стресс оценивался как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. Контроль осуществлялся в течение 12 лет. Глубина субъективного стресса определялась по чувству напряжения, раздражительности, тревожности, нарушениями сна. Было выделено шесть градаций стресса. Инфаркт миокарда развился у 6 % людей с низкими показателями стресса и у 10 % – с высокими показателями.
Около 40 % направлений к кардиологам по поводу усиленного сердцебиения и других нарушений сердечной деятельности напрямую связаны со стрессовой ситуацией. Примерно тот же процент направлений к невропатологам (из-за головных болей) и гастроэнтерологам (из-за болей в желудке) также связан со стрессом. [39, стр. 175]
Организация труда специалистов различных профессиональных групп, связанного с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания психологии и медицины. Это в полной мере относится к медицинским работникам, педагогам, психологам. Особое место в вопросе эффективной организации труда таких специалистов занимает проблема профессионального стресса, или синдрома "выгорания". Его рассматривают как многомерный феномен, выражающийся в психических и физиологических реакциях на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности человека, при этом негативные последствия профессионального стресса рассматривают в нескольких плоскостях: влияние на результаты труда, психическое и физическое здоровье самих медработников. Сравнение особенностей формирования и протекания "выгорания" в трех разных видах профессиональной деятельности (когда объектом труда являются люди, материальные объекты или информационные потоки; комбинация первых двух) показывает, что у специалистов, работающих с людьми, профессиональный стресс отмечается наиболее часто. И хотя в настоящее время он даже удостоен диагностического статуса в МКБ-10 (Z 73 - "Стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью"), несомненно, что это новое название старой проблемы. Уже несколько десятилетий за рубежом профессиональный стресс у медицинских работников является объектом внимания и активного изучения не только медицинских психологов, но и клиницистов различных специальностей.
Социальная и экономическая "цена" синдрома "выгорания" у медицинских работников очень высока. Например, в Англии 40 % всех случаев нетрудоспособности у лиц коммуникативных профессий, в частности, врачей, были связаны со стрессом (1992). Среди обследованных медиков 1/3 принимала медикаментозные средства для снятия эмоционального напряжения, а степень употребления ими алкоголя с этой целью превышала средний в популяции уровень. Обследование 620 врачей общей практики в Великобритании в 1995 г. выявило у 41 % из них высокий уровень тревоги и у 26 % врачей - клинически выраженную депрессию, нередко даже более значительную, чем у их пациентов. Это неожиданное открытие оказалось важным стимулом не только к тому, что для врачей в Великобритании стали проводить регулярные семинары по диагностике и преодолению профессионального стресса, но и к тому, что в Британской медицинской ассоциации в середине 90-х гг. открыли круглосуточную службу психологической поддержки для медработников. Исследования показывают, что синдром "выгорания" сопутствует повседневной, рутинной профессиональной деятельности, часто требующей от врачей достаточно интенсивного, неспонтанного, не обязательно конфликтного, но по разным причинам эмоционально напряженного общения с пациентами, и поэтому он отнюдь не связан с ее экстремальными условиями. Тогда становится понятным, почему у врачей общей практики частота и интенсивность этого синдрома заметно выше, чем у хирургов или травматологов.
Среди характеристик коммуникативных профессий, существенно влияющих на развитие стресса, отмечают: ограничение возможности использования имеющегося личностного потенциала; монотонность работы; высокую степень неопределенности в оценке выполняемой работы; неудовлетворенность социальным статусом. И только после этого в качестве стрессогенных факторов рассматривают низкий уровень оплаты и неудовлетворительные условия труда, считая их важными, но не ведущими, как это часто кажется, источниками профессионального стресса у медицинских работников.
Факторы и мотивы употребления алкоголя в
подростковом возрасте
Отметим, что подростковый возраст в большинстве случаях психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. А личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлективностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладывающиеся в подростковом возрасте (Л.И. Божович, ...
Возрастные особенности одарённости
В начальную пору жизни очень быстрое умственное развитие - это все общая возрастная особенность. У каждого ребенка, совершенно беспомощного при рождении, постепенно формируются многочисленные навыки. Сложнейшие свойства ума. Развитие психики идет в таком темпе, с такой интенсивностью, какие будут уже недоступны в последующие годы. При э ...
Бессознательное проявление в психике и поведении человека
Психика человека это не только сознание, но и бессознательное. Сознание и бессознательное работают в режиме гармонического единства: в зоне ясного осознания человека находили лишь часть постоянных сигналов, они используются для осознанного управления поведением; выбор стратегии поведения. Наряду с сознательными формами отражения и деяте ...

