Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса
Страница 1

В последние годы активное внимание привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на широкое информирование специалистов коммуникативных профессий о ранних признаках "выгорания" и факторах его риска. Чем раньше и больше узнают врачи о том, как возникает и какими признаками характеризуется этот синдром, тем больше у них возможностей его избежать или снизить выраженность. Во многих странах специальные курсы лекций и тренинговых занятий по развитию эффективной коммуникации врач-пациент и навыкам преодоления "выгорания" включены в учебные программы последипломной подготовки. В этих моделях проводится поэтапная трансформация субъективного видения и понимания ситуации с использованием различных стратегий преодоления профессионального стресса: эмоциональной (актуализация чувств, снижение эмоциональной напряженности), когнитивной (переоценка ситуации и собственных ресурсов по ее разрешению) и поведенческой (активного целенаправленного изменения ситуации).

Наиболее эффективными технологиями считаются групповые формы работы со стрессом, в частности, балинтовские группы, которые мы проводим с 1994 г. Мнение G. Roberts (1997) о том, что врач может переносить значительный стресс без повышенного риска снижения профессиональной продуктивности, развития психического или даже соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку, активно подтверждается опытом работы этих групп.

В 1998 г. нами на основе широко распространенного в психодиагностике принципа VAS (визуальной аналоговой шкалы) создан опросник для определения признаков профессионального стресса и эффективности его коррекции у лиц коммуникативных профессий. В 1998-2000 гг. при поддержке международного гранта проведено исследование синдрома профессионального "выгорания" и его групповой коррекции у медицинских работников, преподавателей и психологов. Результаты этого исследования были представлены нами на двух крупных международных конференциях, посвященных работе с профессиональным стрессом у врачей (Wurzburg, 2000; Portoroz, Slovenia, 2001), и в настоящее время внедряются в учебный процесс и в практику многих учреждений здравоохранения в различных российских регионах.

В медицинской профессии часто возникает ситуация, когда нужно ответить на вопрос: "Это трудный пациент?", или "Трудный врач?", или "Трудная ситуация?". Эти вопросы напрямую связаны с тем, что является предметом исследования и анализа в балинтовских группах.

Так же есть метод Майкла Балинта, который предложил метод, помогающий врачу снизить свою эмоциональную напряженность при встрече с "трудным" пациентом. Обсуждение на организованных им врачебных семинарах сосредоточилось на анализе взаимоотношений между врачом и пациентом и факторов, влияющих на это взаимодействие. Понимание насущной необходимости развивать у врачей навыки такого анализа родилось у Балинта на основании изучения работы группы врачей, которая на протяжении нескольких лет демонстрировала все возрастающее искусство сбора подробной медицинской и клинической информации ("искусство детектива-исследователя"), но при этом часто испытывала неудовлетворение и даже разочарование от неудач в создании теплого доверительного контакта с пациентами, от недостаточной чувствительности к их нуждам и запросам. Это помогло врачам перейти от мышления в рамках "одной личности" к "межличностной психологии", исследуя в каждом случае главным образом взаимоотношения врач - больной, постепенно меняя акцент с болезнь-центрированного подхода на пациент-центрированный.

Одно из важнейших "открытий", сделанных участниками балинтовских групп, - это осознание того, что наиболее часто употребляемое и самое эффективное лекарство - сам доктор. Это приводит к новому пониманию их собственных переживаний, они становятся более чувствительными к эмоциональному состоянию своих пациентов, к их психологическим проблемам. Работа в таких группах становится активной формой обучения и повышения компетентности в сфере коммуникации врач-пациент. Эта идея успешно подтвердилась в многолетней практике работы врачей различных специальностей более чем в 40 странах мира.

Страницы: 1 2 3


Методика исследования развития речи ребёнка до 3-х лет в семье. Цель, задачи, объект и предмет исследования
Целью данной практической работы являлось изучение психологической особенности развития речи ребёнка до 3-х лет в семье. Объектом исследования являлись психолого-педагогические особенности детей. Предметом исследования являлось исследование развития речи ребёнка до 3-х лет в семье. Задачи исследования: 1. Выборка детей раннего во ...

Самовосприятие и обратная связь в деловом общении
Проблематика восприятия себя как успешной личности и обратной связи от коллег и клиентов, описанная в практически-ориентированных работах непсихологами представляет серьезный интерес и для ученых. Зависимость между представлениями о себе, своих способностях, возможностях и успешностью в определенном виде деятельности описал А. Бандура в ...

Учение А.Н. Леонтьева
Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева: · психология – это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов; · объективным критерием психики является способность живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) в ...