Методологические подходы и принципы исследования

Методология, в широком смысле этого слова, есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В таком понимании методология образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Основной функцией методологического знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

1. В методологической основе данного исследования заложен системный подход, предполагающий «рассмотрение определенных специфических характеристик сложноорганизованных объектов – систем».

В данном исследовании системный подход проявляется в анализе взаимосвязей таких систем как личность, мотивы, потребности, умение адаптироваться в обществе. Личность можно исследовать только как целостный объект познания, а не как сумму отдельных составляющих. Мотивы и потребности каждого человека, несомненно, являются системой, так как в них есть свои элементы, связанные в одно целое и подчиняющиеся законам определенной иерархии.

Принцип системности (Ломов М.В., 1975г.; Ганзен В.А., 1984г.) – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Применение принципа системности в данной работе обусловлено тем, что проявление особенностей личности тесно взаимосвязаны с достижениями в спорте.

2. Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1930г.) – является одним из главных объяснительных принципов научного познания, который подразумевает объяснение изучаемых феноменов в закономерном взаимодействии факторов, доступных эмпирическому контролю. Этот принцип выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Принцип детерминизма, будучи общенаучным, ориентирует различное построение знания в конкретных науках.

В данной работе принцип детерминизма находит свое отражение в том, что личностные особенности находят своё отражение в характере выбираемого вида спорта.


Особенности социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Рассматривая особенности социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. В качестве критериев выбираем следующие: игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей с нарушениями интеллекта. Возьмем за основу работы таких авторов, как Бтажноковой И. М [6], Мачихиной В.Ф. [65],. Забрамной С.Д. [33] Необходимо рассмот ...

"Дифференцирующие" стереотипы
Отношение к стереотипам старости зафиксировало и позиции, отмеченные наибольшими расхождениями – по ним велико количество неопределенных оценок или они имеют относительно равное соотношение положительно и отрицательно воспринимающих их респондентов. Это утверждения о снижении с возрастом запросов и потребностей, об утрате деловых качест ...

Социальная работа с детьми разведенных родителей в современной России. Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы
Влияние развода родителей на процесс социализации де­тей — особая тема в трудах исследователей. Положение о разводе как факторе, оказывающем сильное, воздействие на них, среди ученых практически не вызывает дискуссий. При­знается, что если он изменяет к лучшему условия формиро­вания личности ребенка, помогает положить конец острому возд ...