Методологические подходы и принципы исследования
Методология, в широком смысле этого слова, есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В таком понимании методология образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Основной функцией методологического знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.
1. В методологической основе данного исследования заложен системный подход, предполагающий «рассмотрение определенных специфических характеристик сложноорганизованных объектов – систем».
В данном исследовании системный подход проявляется в анализе взаимосвязей таких систем как личность, мотивы, потребности, умение адаптироваться в обществе. Личность можно исследовать только как целостный объект познания, а не как сумму отдельных составляющих. Мотивы и потребности каждого человека, несомненно, являются системой, так как в них есть свои элементы, связанные в одно целое и подчиняющиеся законам определенной иерархии.
Принцип системности (Ломов М.В., 1975г.; Ганзен В.А., 1984г.) – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Применение принципа системности в данной работе обусловлено тем, что проявление особенностей личности тесно взаимосвязаны с достижениями в спорте.
2. Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1930г.) – является одним из главных объяснительных принципов научного познания, который подразумевает объяснение изучаемых феноменов в закономерном взаимодействии факторов, доступных эмпирическому контролю. Этот принцип выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Принцип детерминизма, будучи общенаучным, ориентирует различное построение знания в конкретных науках.
В данной работе принцип детерминизма находит свое отражение в том, что личностные особенности находят своё отражение в характере выбираемого вида спорта.
Стадии стресса
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник зап ...
Основные этапы профессионализации личности
Процесс профессионального становления личности - системный процесс. В качестве единиц его анализа выступают этапы различной степени длительности и интегрированности: стадии, периоды (часть стадии), фазы (часть периода). Независимо от уровня обобщенности единиц анализа каждая из них характеризуется конкретной ситуацией профессионального ...
Понятие профессионализации персонала и ее основные этапы. Сущность и особенности профессионализации персонала
Процесс профессионализации в отечественной психологической науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлени ...