Методологические подходы и принципы исследования

Методология, в широком смысле этого слова, есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В таком понимании методология образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Основной функцией методологического знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

1. В методологической основе данного исследования заложен системный подход, предполагающий «рассмотрение определенных специфических характеристик сложноорганизованных объектов – систем».

В данном исследовании системный подход проявляется в анализе взаимосвязей таких систем как личность, мотивы, потребности, умение адаптироваться в обществе. Личность можно исследовать только как целостный объект познания, а не как сумму отдельных составляющих. Мотивы и потребности каждого человека, несомненно, являются системой, так как в них есть свои элементы, связанные в одно целое и подчиняющиеся законам определенной иерархии.

Принцип системности (Ломов М.В., 1975г.; Ганзен В.А., 1984г.) – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Применение принципа системности в данной работе обусловлено тем, что проявление особенностей личности тесно взаимосвязаны с достижениями в спорте.

2. Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1930г.) – является одним из главных объяснительных принципов научного познания, который подразумевает объяснение изучаемых феноменов в закономерном взаимодействии факторов, доступных эмпирическому контролю. Этот принцип выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Принцип детерминизма, будучи общенаучным, ориентирует различное построение знания в конкретных науках.

В данной работе принцип детерминизма находит свое отражение в том, что личностные особенности находят своё отражение в характере выбираемого вида спорта.


Результаты исследования
Оценка уровня притязаний по методике А.И. Липкиной Обратимся к результатам исследования школьников, полученных с помощью методики определения уровня притязаний. Попытаемся установить теперь, может ли одна из выборок превосходить другую по уровню притязаний Все испытуемые пронумерованы от 1 до 8 каждый класс отдельно. Оценка уровня пр ...

Рекомендации
Для повышения сплоченности группы мы рекомендуем использовать Тренинг сплоченности, который поможет создать ситуацию межличностного доверия и понимания между учащимися. Данный тренинг может включать следующие блоки занятий: 1. Знакомство (для более близкого знакомства участников группы, установления новых контактов). 2. Повышение спл ...

Значение творческих игр для детей дошкольного возраста.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему: · игра занимает свое ме ...