Материалы по психологии » Использование тренинга в обучении студентов-психологов коммуникативной компетентности » Необходимость развития коммуникативной компетентности студентов-психологов

Необходимость развития коммуникативной компетентности студентов-психологов
Страница 1

Рубцов В.В., Маргалис А.А. проанализировали особенности факторов, влияющих на профессиональное становление студентов-психологов во время обучения в ВУЗе.

На первом курсе наиболее существенным фактором является процесс адаптации к условиям обучения и жизни в вузе, выработка привычки заниматься науками по собственным побуждениям, а не под непосредственным контролем педагогов. Постепенно студент осознает зависимость своих успехов в учебе от своих практических усилий.

На 2-3 курсах студенты начинают изучать психологические дисциплины, знакомятся с теорией и практикой. Благодаря практике накапливают первоначальный опыт работы. В период практики большую роль в этом играют коллективный анализ проводимых практических работ, советы руководителей по использованию тех или иных приемов, развивающих определенное умение или качества личности.

Особую роль в профессиональной подготовке студентов играет практика на старших курсах, когда происходит наиболее всестороннее само использование студентом всех своих способностей, своей реальной подготовке к самостоятельной работе [26]

Не смотря на то, что у студентов-психологов к последним годам обучения, особенно благодаря практическим занятиям, формируется профессиональное самосознание, коммуникативная компетентность оказывается не всегда на высоком уровне.

Изучение и анализ сформированности структурных компонентов коммуникативной компетентности, проведенный Ивановым В.Д. у студентов высшего учебного заведения показало следующее:

- все структурные компоненты коммуникативной компетентности были сформированы недостаточно, находились на низком уровне, особенно коммуникативные и организаторские умения;

- тенденция развития коммуникативной компетентности от первого к пятому курсу проявлялась незначительно;

- традиционный процесс обучения в высшем учебном заведении не дает эффективных результатов формирования коммуникативной компетентности будущего учителя [14].

В.Г. Кочеткова выделяла основные проблемы в области развития коммуникативной компетентности у студентов, в том числе и у студентов-психологов:

- студенты (особенно младших курсов) недостаточно владеют навыками слушания. При этом они испытывают затруднения в тех случаях, когда требуется пояснить или продолжить уже высказанную сокурсником мысль;

- студенты часто демонстрируют недоразвитие навыков делового общения. Это проявляется в неспособности организовать сотрудничество с малоизвестными людьми (чаще на первом курсе), а также в устойчивом нежелании выполнять учебные задания совместно с неприятными в личном плане сокурсниками. Эта особенность – следствие недостаточного опыта групповой работы в школе. Некоторые студенты признавались, что только в вузе впервые столкнулись с групповой формой обучения;

Даже при высокой степени осознания учебной информации доля студенческих вопросов в содержании занятий занимает недостаточное место. Практически все преподаватели сталкиваются с необходимостью заставлять студентов (прямым или косвенным путем) формулировать вопросы. Приоритетной задачей вузовской коммуникативной подготовки будущих учителей считается перестановка акцентов с монологической речи и пассивного слушания на диалог;

Одной из актуальных проблем является неспособность большинства студентов аргументировано, разносторонне, с привлечением жизненного опыта и научных знаний излагать свою точку зрения. Чаще всего это практически не связано с развитием речи, информированности или словарным запасом будущего психолога, а объясняется отсутствием опыта участия в дискуссиях. Этот недостаток усугубляется тем, что, на наш взгляд, требования к современному психологу – профессионалу чрезвычайно высоки. Он должен не только уметь грамотно изложить свою позицию, но и быть убедительным, ярким и оригинальным в качестве организатора и участника диалога [21].

Страницы: 1 2


Новорожденность. Врожденные особенности и тенденции развития
В младенчестве выделяют особый период новорожденности, который длится месяц или чуть больше месяца. Этот короткий период, однако, имеет решающее значение для всей дальнейшей жизни человека, так как его основным новообразованием является индивидуальная психическая жизнь новорожденного. Замечательный советский психолог Л.С. Выготский счит ...

Профессионализм и профессиональное самосознание
Профессионализм есть свойство человека выполнять деятельность на высоком уровне, - систематически, эффективно и надежно - в самых разнообразных условиях. Но понятие профессионализма не ограничивается только характеристиками высококвалифицированного труда. Это и особое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни профессионала. ...

Классификация теорий личности
В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не только/не всегда на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, что есть человек. Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений ф ...