Материалы по психологии » Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте » Факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте

Факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте
Страница 3

Склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности, как фактор риска главным образом связан с мальчиками от 7-10 лет, необщительность и изоляция среди одноклассников которых объясняется их агрессивностью (например, мальчики, которые не умеют хорошо ладить с другими), в одинаковой мере подвержены риску правонарушений и злоупотребления алкоголем в подростковом возрасте. Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем детстве, также существует большая вероятность того, что у юноши будут проблемы со злоупотреблением алкоголем.

Начиная с четвертого, пятого и шестого классов неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления алкоголем. У учащихся младших классов начальной школы способность к социальной адаптации является более важным фактором, позволяющим прогнозировать вероятность пристрастия к алкоголю, а также склонность к девиантному поведению, чем академическая успеваемость.

С распространенностью случаев употребления алкоголя связаны показатели, свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе, время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий и значение, которое имеет для них обучение в школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней и затем поступать в вузы, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю в подростковом возрасте.

Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к алкоголю, подростки одной из форм протеста выбирают употребление алкоголя. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении алкоголя и правонарушениях.

Общение со сверстниками, употребляющими алкоголь, является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления алкоголя подростками, независимо от того, имеют место или нет другие факторы риска. Если друзья выпивают, это является сильным аргументом в пользу того, что подросток, возможно, будет злоупотреблять алкоголем. Очевидно, что запретить, подростку общаться с такими друзьями - задача не из легких, однако родители должны приложить все усилия, чтобы создать для ребенка необходимые факторы защиты от возможной алкоголизации. В том числе, родители могут обращаться к психологам и педагогам центров социально - психологической помощи.

Когда подростки считают, что от алкоголя нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с “хорошо проведенным временем", существует очень большая вероятность того, что они будут выпивать. По большей части то, как подростки объясняют свое поведение (употребление алкоголя), связано с существующими мифами типа "Хочу выпиваю, хочу нет", "От бутылки пива не становятся алкоголиками" и т.д.

Мифы, существующие в сознании подростков, разрушить очень сложно и порой просто невозможно. В этом случае эффективной может стать лишь работа психолога, групповая работа, направленная на обсуждение с подростками этих мифов и выработку у них собственного сознательного, а не мифологического, отношения к наркотикам и наркоманам.

Так же и алкогольные рекламы провоцируют подростков на употребление алкоголя. Алкогольные изделия рекламируются открыто. Сопровождающая их информация, например, “Полная свобода . ”, “Всегда первый . ”, “Свежий взгляд на вещи . ” и т.п. прочно связывает в сознании подростка алкоголь с ценностями жизни: свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не алкоголь.

Реклама, к сожалению, принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние которых, порой невозможно. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и окружающими взрослыми людьми.

Таким образом, индивидуальные факторы риска, по данным ряда авторов [13,15], включают следующие характеристики подростков:

гиперактивность и плохая концентрация внимания в детстве;

Страницы: 1 2 3 4 5


Служение
Мы выявили еще одну особенность исследованных нами людей. Я говорю о присущей им сосредоточенности на проблемах внешнего порядка. Если попытаться найти название этой особенности, то я бы предложил назвать ее служением в противоположность эгоцентрическим тенденциям. В отличие от неуверенных, тревожных людей с их склонностью к постоянному ...

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Описательная характеристика выборки учащихся
Начиная анализ результатов исследования, мы решили провести сравнительный анализ распределения показателей в выборках испытуемых учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья, тем самым решая первую задачу исследования. С этой целью мы построили среднестатистические личностные профили и гистограммы выраженности показателей по в ...

Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований
Возникла насущная потребность системной организации целенаправленного научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений. Обозначим хотя бы некоторые из них. Первое направление связано с тем, что в отличие от прежде преобладавшей в гуманитарных, общественных науках тенденции, когда человек рассматривался в соотнесении с различным ...