Материалы по психологии » Возможности иностранного языка для формирования понятий у детей » Роль иностранного языка в развитии детей старшего дошкольного возраста. Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста

Роль иностранного языка в развитии детей старшего дошкольного возраста. Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста
Страница 3

Предпосылки принятия учебной задачи, осуществления учебных действий, в том числе и контрольно-оценочных, лежат в особенностях общения ребёнка как со взрослыми, так и с другими детьми. Было показано, что принятие ребёнком учебной задачи возможно в случае, если он устанавливает особый тип общения со взрослым. Этот тип общения характеризуется высоким уровнем произвольности: оно строится в опоре не только на непосредственную предметную ситуацию, но и на сознательно принимаемые задачи, правила, требования, т.е. с учётом определённого контекста.

Дети с высоким уровнем произвольности, развитым контекстным общением, видят условность позиции взрослого, понимают двойной смысл его вопросов, ищут способы правильного построения ответов. Дети с непосредственной формой поведения воспринимают только прямой, однозначный смысл вопросов; они не удерживают контекста общения, не понимают условности позиции взрослого и относятся к учителю примерно также, как и к своей маме или воспитательнице детского сада. Таким образом, контекстное общение является той формой реализации отношения ребёнка и взрослого, которая адекватна этапу принятия детьми учебной задачи. Ребёнок впервые начинает видеть позицию партнёра и удерживать ситуацию задачи в течение всей деятельности по её решению. Способность ребёнка оценивать ситуацию не только со своей точки зрения, а с учётом позиции других участников совместной деятельности является важным условием выделения и освоения общих способов решения задач.

Важным компонентом психологической готовности к обучению в школе является и отношение ребёнка к самому себе, его самооценка. Новое отношение к себе на пороге школьного обучения характеризуется обобщённостью, опосредованностью и большей объективностью. Оно опирается на способность ребёнка видеть себя и свои поступки со стороны. Действия контроля и оценки в учебной деятельности напрямую зависит от умения школьника учитывать позицию другого, от его способности взглянуть на свои действия глазами другого.

Каким же образом идет развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте? Процесс развития детского восприятия был детально исследован Л.А Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего дошкольному возрасту, т.е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребёнка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяются и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания. Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у ребёнка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т.е. практически не является произвольным. Можно предположить, что с началом формирования произвольного внимания связаны внутренне регулируемые восприятие и активное владение речью. Обычно в онтогенезе становление произвольного внимания в его элементарных формах предшествует появлению феномена эгоцентрической речи.

На первых этапах перехода от внешнего определяемого к внутренне детерминированному вниманию, т.е. перехода от непроизвольного к произвольному вниманию, важное значение имеют средства, управляющие вниманием ребёнка. Дошкольник раннего возраста в состоянии произвольно управлять своим вниманием, если в поле его зрения оказываются сигналы, указывающие ему на то, что необходимо удерживать в поле внимания. В развитии произвольного внимания ребёнку помогают рассуждения в слух. Если дошкольника 4-5 летнего возраста просить постоянно говорить или называть в слух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребёнок будет вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных объектах или их деталях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Противострессовая «переделка» дня
Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему – наше неумение отрешиться от накопившихся за д ...

Защитные механизмы личности
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. 1)Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “Св ...

Не экспериментальные психологические методы
Не экспериментальными методами психологического исследования являются наблюдение, анкетирование, беседа, монографический метод.[1] ...