Роль иностранного языка в развитии детей старшего дошкольного возраста. Психологическая характеристика старшего дошкольного возрастаСтраница 2
«Центральным для понимания кризиса детства является изменение в сознании ребёнка, а именно – становление его самосознания. К шести годам ребёнок всё чаще обнаруживает обособление (несовпадение) своего Я от со-бытийного "МЫ". Это несовпадение фиксируется в речи (Я, Ты, Вы, Они), обнаруживается внутри собственного представления о себе. Такое несовпадение уже не может быть проиграно, оно должно быть понято как выделенность из общности и определённость себя среди других. С этого момента ребёнок начинает становиться личностью – точкой самоопределения во многих общностях (сверстников, близких, знакомых и д. р.) и обособления от них. Начинается процесс уточнения границ Я внутри со-бытия; выделения ребёнка из непосредственного семейного окружения, его выхода из привычных семейных "ритуалов", разрушения сложившихся "обычаев", расширения круга общения.
В конце дошкольного и в начале школьного возраста происходит отчётливо выраженное формирование новой ступени психологического развития – персонализации различных деятельностных структур субъектности. Происходит превращение наиболее характерных для данного ребёнка (и ценностно значимых для других) форм поведения в содержание его самосознания – его представлений о себе (образ Я, самооценка).
Ребёнок начинает оценивать себя не столько с позиции успешности в конкретном деле, сколько с точки зрения своей авторитетности среди других в связи с тем или иным достижением. Механизмом, обеспечивающим такого рода смещение акцентов в отношении ребёнка к себе и к своим действиям, является смена формы общения с окружающими. Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми обретает внеситуативно-личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания себя в новом социальном качестве».[26, c.275]
Способность различать себя и других в самосознании делает возможным осознание себя и как субъекта действий, и как субъекта в системе человеческих отношений. У ребёнка появляется осознание своего социального Я. Согласно Л. И. Божович, новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребёнка, наиболее адекватно выражается в его "внутренней позиции".
У детей появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. Поступая в школу, ребёнок реально оказывается в центре новой социальной ситуации. Но эта новая ситуация должна быть понята и принята ребёнком, стать его внутренней позицией. Появление у ребёнка внутренней позиции школьника свидетельствует о его готовности к школьному обучению.
К семи годам социальная сфера активности становится не только источником отношения ребёнка к себе, но и тем условием, которое обеспечивает мотивацию его учения в начале школьной жизни: ребёнок учится ради признания и одобрения значимых для него других. Переживание собственной успешности в учёбе как соответствия тому социальному статусу, на который претендует ребёнок, видимо, и является главным показателем того, что он становится субъектом социальных отношений.
Структура учебной деятельности включает в себя учебные задачи, учебные действия, контроль и оценку. Специфика учебных задач состоит в том, что основным смыслом деятельности детей является освоение общих способов решения определённого класса предметно-практических задач; освоение общего способа осуществляется посредством учебных действий. В свою очередь - полноценная деятельность предполагает выполнение школьником контрольно-оценочных действий. При этом ориентация на способ действия (а не только на его результат) считается наиболее важной характеристикой учебной деятельности. Принятие ребёнком учебной задачи выступает в качестве важнейшего критерия готовности к школьному обучению.
Боязнь страха
В самом начале мы сравнивали страх как явление «внутренней природы» с внешними природными явлениями — дождем, ветром, туманом или грозой, чтобы показать: он принадлежит к тем условиям, в которых наша душа живет с рождения, он «сидит в крови», по выражению Хельмута Хессенбруха13, а данный факт требует от нас прежде всего нейтрального под ...
Теоретический анализ возраста и возрастных аспектов. Возрастные
категории
Возрастные категории остаются многозначными и в современной науке. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основывается на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в ходе к ...
Области применения факторного анализа
Методы факторного анализа нашли применение главным образом в психологии. Причиной этому был тот факт, что факторный анализ зародился в психологии и формализм этой дисциплины тесно “… связан с психологической концепцией ментальных факторов; даже специалисту-статистику трудно заметить и установить связь между методами факторного анализа и ...